Современная мировая финансовая система была создана на основании Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. и характеризуется прежде всего ведущей ролью американского доллара как мировой резервной валюты, а также системными функциями Мирового валютного фонда, призванного следить за стабильность обменных курсов основных валют. С тех пор мировая финансовая система существенно эволюционировала (см. Бреттон-Вудские соглашения), но сохранила свои основные черты и поныне. Современная глобальная финансово-экономическая система характеризуется, в частности, экономической взаимозависимостью, свободой торговли и открытостью границ для перемещения капитала, товаров и услуг. Существование такой системы во многом зависит от политики национальных правительств разных стран мира. При этом стоит заметить, что среди стран, влияющих на становление и развитие мирового порядка есть как государства, основанные на либеральной экономической и политической модели и заинтересованные в сохранении и развитии нынешних мировых тенденций, так и страны, не определившиеся до конца в своем отношении к Pax Americana и только выстраивающие в настоящий момент свою политическую и экономическую систему.
В политике США и ведущих экономически развитых стран, контролирующих эту систему, в отношении стран политического и экономического транзита видны два типа интересов.
Первый интерес имеет политический характер и заключается в построении и поддержании международной политической системы, основные участники которой будут видеть перспективы своего развития в предотвращении международных конфликтов, стабильности и экономической модели, основанной на международной торговле и прямых иностранных инвестициях. На протяжении десятилетий на Западе существуют две школы, или, скорее, две идеологии изучения международных отношений. Одна, «либеральная», выводит систему международных отношений как производное от внутреннего устройства стран. Ярким примером такого подхода является клинтоновское заявление о том, что «демократии не воюют друг с другом». Другая школа, «реалистическая», в духе внешней политики Никсона – Киссинджера, видит источник международной стабильности прежде всего в балансе сил и легитимности игроков на международной арене. При том, что отражение подходов двух школ в реальной американской политике выражается в нюансах, а отнюдь не в кардинальной смене курса, либеральные идеи внешней политики, идеи распространения открытой экономики и демократии в мире как залога международной стабильности в последние годы получили оформление в большинстве американских внешнеполитических инициатив. При этом внешнеполитическая элита США и Запада в целом руководствуется следующей логикой. Если правительства стран, балансирующие по ряду причин между либеральной и авторитарной политической моделью, видят, что открытая экономика усиливает их легитимность, помогает решать внутренние экономические и политические проблемы, то и в своей внешней политике они станут демонстрировать сдержанность и воздерживаться от антиамериканизма. Таким правительствам следует помогать и советом, и делом, следует стабилизировать их финансовую систему и вытаскивать, насколько это возможно, из финансово-экономических кризисов. Отсутствие подобной помощи может привести к ситуации, когда правительства и народы переходных стран пострадают от кризисов, будут видеть их причины в либерализации и открытости своей финансово-экономической системы и выступят против лоббируемой Соединенными Штатами и западными странами экономической и политической модели. Такое развитие событий приведет к усилению в переходных странах авторитарных тенденций, вызовет рост антиамериканизма и конфликтности, и, следовательно, недопустимо.
Второй интерес США и западных стран имеет экономический характер и состоит в поддержании глобальной финансово-экономической модели, где развитые страны занимают лидирующие позиции в мировых финансах, торговле, обмене технологиями и обеспечивают тем самым высокие прибыли своим компаниям и высокий уровень жизни своему населению.
Кризис 2008 года поставил под вопрос эффективность существующей системы, и сегодня в мире ведется энергичная дискуссия по направлению ее реформирования. Обсуждаемые предложения касаются как перспектив изменения структуры управления мировой финансовой системой, допуска стран с растущими экономиками к принятию важных решений, так и методов ее регулирования. Обсуждаются также перспективы расширения списка мировых резервных валют за счет валют новых экономических гигантов и, возможно, искусственной валюты МВФ – SDR.
|