Основной идеей, лежащей в основе использования стимулирования или ограничения международной торговли как инструмента внешней политики является признание международной торговли безусловно выгодной для всех ее участников. Все концепции использования внешней торговли как инструмента внешней политики основаны на данном понимании вещей, и инструментально состоят в предоставлении некому государству возможности торговать или лишении его преимуществ международной торговли в разном объеме.
Наиболее широкий инструмент внешней политики, основывающийся на идее выгодности торговли как таковой, это предоставление льготных условий торговли/ прекращении торговли в целом. Этот инструмент применяется достаточно редко, он трудно реализуем технически, его применение ведет к серьезным экономическим издержкам государства-инициатора санкций.
Противоположностью всеобъемлющих торговых санкций является предоставление стране льготных, привилегированных условий торговли. Тем самым страна-инициатор признает государство-партнера своим близким партнером и союзником и «вознаграждает его» разнообразными выгодами, которое последнее получит от свободной торговли. Следует, правда, заметить, что политическая ценность предоставления привилегированного режима торговли в последнее время несколько снизилась, так как свободная, неограниченная торговля постепенно становится нормой современного мира. Движению мировой торговли в этом направлении немало поспособствовала деятельность ВТО и других международных организаций, так что в 21-м веке режим свободной торговли трудно рассматривать как поощрение. Скорее, ненормальным в современных международных отношениях является его отсутствие, и ситуация непредставления «особого», «привилегированного», «свободного» режима торговли некой стране должна рассматриваться как сигнал того, что в политических отношениях между государствами не все в порядке.
|