Кредиты МВФ, предоставляемые странам для выхода из кризиса, вызванного нехваткой иностранной валюты. Предоставляются в двух основных формах, главной из которых являются кредиты Stand-by Arrangements (с 1952 г.) – договоренность о том, что в пределах определённой суммы и в течение определенного срока при соблюдении оговоренных условий страна может получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. По своей сути такая форма схожа с кредитной линией. Другой формой стабилизационных кредитов является механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.). Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости – до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени – раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий. В последние десятилетия условия кредитования, выдвигаемые МВФ, все чаще воспринимались как политические, обслуживающие интересы США и ведущих индустриальных стран.
Так, условия предоставления финансовой помощи, предложенные МВФ странам Юго-восточной Азии, в ходе Азиатского финансового кризиса 1997-1999 гг. были расценены существенной частью местной элиты как попытки Вашингтона использовать финансовый кризис в интересах американских банков и компаний, стремящихся попасть на азиатские рынки.
Особенно сильные антиамериканские настроения были зафиксированы в Южной Корее, где размещались 36 тыс. американских солдат. Вашингтон поддержал предоставление $57 млрд. в качестве пакета срочной помощи МВФ для восстановления валютно-финансовой системы Ю. Кореи, но многие корейцы отнеслись к этой мере отрицательно. Ведущие газеты страны писали о потере Ю. Кореей экономического суверенитета и обвиняли США в эгоизме: одним из основных условий предоставления помощи было требование понять уровень размера участия иностранного капитала в структуре собственности корейских компаний до 50%. Многие корейцы полагали, что для выхода из кризиса Ю.Корее достаточно было занять у Японии $20 млрд. на двусторонней основе, но Вашингтон воспрепятствовал этой сделке и заставил правительство страны обратиться в МВФ. Детали переговоров с США остались скрыты от широкой общественности, но известно, что они проходили трудно. Правящая партия страны обвинила МВФ в том, что он ведет себя как экономический завоеватель, а оппозиционная партия Национальный конгресс за новую политику назвала день предоставления транша днем национального унижения.
|