(Sovereign Lending). Суверенное кредитование – кредитование зарубежных государств, является политизированным, так как подобные кредиты предоставляются в соответствие с внешнеполитическими приоритетами государства – кредитора. Политическое вмешательство в вопросы кредитования зарубежных правительств принимает разные формы и производится в разных контекстах. Можно выделить несколько политико-экономических ситуаций, в которых государство активно вмешивается в вопросы кредитования зарубежных правительств.
Кредитование ключевых для внешней политики страны государств. Пример – СССР и Россия в 1980–х – 1990-х гг. Как правило, правительство страны-кредитора предоставляет кредиты по межгосударственной линии и рекомендует своим банкам предоставить также частные кредиты.
Кредитование с целью решить некие крупные проблемы национальной и мировой экономики. Пример: политика американской администрации в 1970-х гг. по стимулирования кредитования американскими банками слаборазвитых стран. В то время арабские нефтедобывающие страны стали размещать в американских банках свои доходы от возросших цен на нефть, а американская экономика находилась в рецессии и могла переварить эти средства. Администрация Дж. Форда рекомендовала свои банкам использовать эти средства для кредитования правительств слаборазвитых стран. Такая политика помогла американским банкам сохранить и упрочить свои позиции на мировом финансовом рынке, а американская администрация получила дополнительные рычаги воздействия на многие государств «третьего мира».
Участие государства в процессе возврата (или списания) кредитов. В конце 1980-х гг. выяснилось, что многие слаборазвитые государства неспособны выплатить (и иногда и обслуживать) полученные ими в 1970-е гг. американские кредиты. В 1989 г. Министр финансов США Т. Брэдли выступил с планом решения этой проблемы. Суть плана состояла в передаче (продаже) «плохих» частных кредитов международным финансовым институтам (Всемирному банку и МВФ), в результате чего основные финансовые потери переносились с частных американских банков на налогоплательщиков стран-участниц МВФ. Администрация США активно участвовала в переговорах по реструктуризации советского и российского внешнего долга.
Другая известная кампания по списанию долгов беднейших стран – программа, которая осуществляется в рамках G8. В 1996 г. Всемирный Банк и МВФ выступили с Долговой инициативой для находящихся в серьезных долгах бедных стран(Debt Initiative for Heavily Indebted Poor Countries (HIPC Initiative). В рамках этой инициативы предполагалось списать беднейшим странам 56 млрд. долларов долгов. В развитие этой инициативы в 2005 г. страны «Большой восьмерки» согласились списать беднейшим странам от 40 до 55 млрд. долгов международным финансовым учреждениям – МВФ, Всемирному Банку, Банку африканского развития. Списывались долги Ираку в 2004 г. и странам, пострадавшим от цунами в Индийском океане в 2005 г.
При рассмотрении вопросов о списании долгов развивающихся стран развитые страны Запада применяют определенные политические принципы. Во-первых, выделяются две группы стран – HIPC Countries, которые могут рассчитывать на списание долгов, и остальные финансово более состоятельные страны, которым предлагается долги выплачивать. Во-вторых, применяется концепция «Грязных долгов» (Odious Debt). К такой категории долгов относятся такие долги правительств развивающихся стран, которые одновременно а) были сделаны без публичного обсуждения и согласия народа той или иной страны; б) которые не могли содействовать повышению благосостояния или развитию страны; в) страна-кредитор об этих обстоятельствах знала. Такой подход позволяет отнести почти все долги развивающихся стран Советскому Союзу, например, к категории «грязных» и настаивать на их списании.
Ввиду высокой политизированности вопросов кредитования зарубежных государств, а также особенностей кредитования суверенов, которые часто предполагают реструктуризацию или списание долгов, вопросы кредитования следует рассматривать в едином комплексе с вопросами предоставления зарубежной помощи.
|