Имеют схожую природу с торговыми санкциями, вводятся в основном по политическим причинам и имеют своей целью оказание давления на страну-объект санкций путем ограничения ее внешнеэкономической деятельности через финансовую сферу. Финансовые санкции являются инструментом политики, призванным обеспечить достижение нескольких непротиворечивых целей внешней политики и политики национальной безопасности. Как правило, санкции вводятся не в интересах внешнеэкономической политики, а как исключение из нормальной внешнеэкономической политики, для достижения определенных политических целей. Можно утверждать, что санкции являются некой антитезой нормальной внешнеторговой и внешнеэкономической политике.
Ограниченная эффективность большинства экономических санкций определяется тем, что ввести и поддерживать «непроницаемые» санкции лишь экономическими методами невозможно. «Непроницаемые» экономические санкции называются экономический блокадой и реализуются с помощью комплекса экономических и военно-технических мер. Грань между экономической блокадой и экономическими санкциями достаточно условна, но главное отличие блокады от санкций состоят в том, что санкции не бывают абсолютными. При введении санкций страна-объект не оказывается полностью отрезана от окружающего мира, и в глобализированной экономике довольно быстро находит альтернативные рынка сбыта, закупок и финансирования. Эти альтернативные рынки оказываются более дорогими, и санкции, по сути, не блокируют внешнеэкономическую деятельность государства, а повышают его накладные расходы во внешнеэкономической деятельности.
|