|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Европейский Союз (ЕС)

Интеграционное объединение большинства европейских государств, созданное в 1992 г. Маастрихтским договором. Основой ЕС стали его предшественники – Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, 1957 г.), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957 г.). Их участниками являлись сначала 6 государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург), затем 9 (Великобритания, Дания, Ирландия), 10 (Греция), 12 (Испания, Португалия), 15 (Австрия, Швеция, Финляндия), 25, наконец, 27 (8 постсоциалистических стран Восточной и Центральной Европы, Кипр и Мальта).

Основополагающие документы ЕС – Римский (1957 г.), Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1997 г.), Ниццский (2000 г.) договоры, а также Единый акт 1986 г. После провала в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах проекта Конституции ЕС она была заменена более кратким Лиссабонским договором. Хотя он также был отвергнут на референдуме в Ирландии, ирландцы будут голосовать вторично и, в случае положительного результата, договор вступит в силу.

Структура руководящих органов ЕС, как и предшествовавших ему сообществ, во многом воспроизводит институты составляющих его государств. Высшим органом является Европейский совет на уровне глав государств и правительств (Евросовет). Исполнительную власть осуществляет межгосударственный Совет министров (иностранных дел, экономики и финансов, юстиции, внутренних дел и т.д.), и наднациональная Комиссия, каждый член которой отвечает за определённый круг вопросов. Законодательную власть, включая вотум доверия Комиссии и принятие бюджета, осуществляет Европейский парламент. Наконец, конфликты между участниками решает Суд ЕС на основе действующих договоров и решений.

Председатель и члены Комиссии назначаются Евросоветом. Европарламент избирается всеобщим голосованием на основе законодательства стран-участниц по квотам, учитывающим численность их населения. Соответствующими нормами голосов располагают и члены Совета министров (если обсуждаемые вопросы не требуют консенсуса, решения по ним принимаются простым или квалифицированным большинством).

Деятельность ЕС включает три неравные по объёму и значению «опоры» – экономику, обеспечение закона и порядка, внешнюю политику и оборону.

Наиболее значительные результаты достигнуты в сфере экономики. Создан единый рынок, на котором обеспечено свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и людей (последних – только для государств, подписавших Шенгенскую конвенцию 1996 г.), введена единая валюта – евро, управляемая общим Центробанком (только для членов еврозоны). Созданы фонды, регулирующие производство и сбыт сельскохозяйственной продукции, регионального развития для помощи более отсталым государствам. На ЕС с населением порядка 500 млн. человек (1/13 часть человечества) приходится четверть мирового ВВП. Он занимает первое место в мире по объёму внешнеторгового оборота, успешно конкурирует с США и Японией в ряде отраслей высоких технологий, особенно в авиакосмической промышленности, а также в производстве и экспорте ряда видов сельскохозяйственной продукции.

В то же время ЕС заметно отстаёт не только от США, но и от КНР по среднегодовым темпам экономического роста, а главное – конкурентоспособности многих видов продукции и услуг. Уязвимой стороной его экономики является зависимость от импорта сырья, особенно энергоресурсов.

Значительно меньше интеграционные процессы в ЕС продвинулись в политических сферах. Координацией уголовного законодательства и деятельности правоохранительных органов занимается Европол. Общая внешняя и оборонная политика (ОВПБ) (см.) и Общая политика обороны и безопасности (ЕПБО) (см.) – относится непосредственно к компетенции Евросовета и Совета министров иностранных дел и обороны. Им подчинены оперативные органы, включая Военный комитет, штаб, Агентство по вооружениям. ЕС несёт ответственность за т.н. «Петерсбергские миссии» миротворческого порядка и в ряде случаев они проводились. Однако чёткое разграничение военно-политических функций между ЕС и НАТО пока не достигнуто.

Председательство в ЕС в силу существующих договоров осуществляет по очерёдности каждое из государств-членов в течение полугода. ОПВБ координируют от Комиссии комиссар по внешним сношениям, а от Совета – Высокий представитель по внешней политике. В случае завершения ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора председатель будет избираться Евросоветом на 2,5 года, а иностранные дела будет вести единый министр.

Рубинский Юрий Ильич
Вернуться
Rambler's Top100