Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. принята на 3-й Конференции ООН по морскому праву в Монтего-Бей (Ямайка).
Конвенция представляет собой свод норм, регулирующих режим использования мирового океана:
- внешние границы и режим территориальных вод;
- внешние границы и режим континентального шельфа;
- право беспрепятственного прохода судов через проливы, используемые для международного судоходства;
- режим и порядок мореплавания в водах государств-архипелагов;
- определение и режим 200-мильной экономической зоны;
- защиту морской среды.
Конвенция определила также использование и эксплуатацию морского дна, установив режим Международного района морского дна и создав Международный орган по морскому дну для освоения его ресурсов, которые объявлены Генеральной Ассамблеей ООН общим наследием человечества. Для урегулирования споров о применении и толковании Конвенции создан Международный трибунал по морскому праву. В Конвенции уточняются положения, относящиеся к традиционным институтам международного права – открытому морю, режиму островов, замкнутым или полузамкнутым морям, специальным зонам, государствам, не имеющим выхода к морю. Подготовка, разработка и согласование этой конвенции проводились в течение почти всей второй половины ХХ века: 15 лет потребовалось только на выработку текста и принятие Конвенции и еще 12 лет на её ратификацию. Наибольшие трудности вызывали проблемы разграничения территориальных вод и режима эксплуатации морского дна. В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. Однако, даже после принятия в 1982 году Конвенции ООН по морскому праву, всё ещё сохранялись разногласия относительно осуществления положений, касающихся морского дна. США, стремясь к бесконтрольной эксплуатации минеральных ресурсов Международного района морского дна их транснациональными консорциумами, отказались в то время подписать конвенцию и заявили, что будут действовать на морях на основе своего национального законодательства и сепаратных договоренностей с другими западными государствами. Лишь в 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части ХI Конвенции, касающейся морского дна. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно в 1994 и 1996 годах. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию и Соглашение в 1997 г., сделав при подписании и ратификации некоторые оговорки.
В целом Конвенция представляет собой баланс интересов крупных судоходных, рыболовных, промышленно развитых государств, с одной стороны, и развивающихся, слаборазвитых и, как правило, прибрежных стран – с другой. Установлены исключительные экономические зоны, в которых прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении разведки и разработки естественных ресурсов и имеют юрисдикцию в части защиты морской среды, проведения морских научных исследований и создания искусственных островов и сооружений. В то же время определен лимит для территориального моря в 12 морских миль. В исключительных экономических зонах сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря.
|