|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Беженцы

Беженцы – лица, покинувшие страну или местность внутри страны (внутренние беженцы), в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. В международном праве термин появился после первой мировой войны, когда в результате обращения, которому подвергалось мирное население со стороны, прежде всего, германских войск, сотни тысяч жителей Франции и других европейских стран были вынуждены покинуть свои дома. В дальнейшем проблема беженцев не раз обострялась, начиная с 1930-х гг. (например, в результате политики нацистов и фашистов в гитлеровской Германии, франкистской Испании, Италии при Муссолини и ряде др. стран; конфликтов на Корейском полуострове и в Индокитае, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и др. регионах мира). Классическими считаются случаи армянских беженцев из Турции в начале ХХ в., исхода евреев из нацистской Германии до изменения обстановки в конце 30-х гг., восточно- и западноевропейских беженцев во время и после Второй мировой войны, палестинских, нескольких волн (вследствие операций в Афганистане сначала советского военного контингента, а потом коалиции стран НАТО) афганских и еврейских (в Израиль, из исламских стран по причине преследований и арабо-израильских войн) беженцев, иракских курдов, спасавшихся от режима Саддама Хусейна, камбоджийцев, бежавших от режима Пол Пота-Йенг Сари, бирманцев – от правящей там военной хунты, и беженцев из ЮАР в период господства в ней режима апартеида. Среди внутренних беженцев выделяются колумбийские (как следствие деятельности повстанцев ФАРК) и мексиканские (в результате захвата власти революционными радикалами в одном из штатов Мексики). В последнее время наибольшее внимание привлекали проблемы беженцев ирано-иракской войны, а также возникшие – при распаде СССР; при военных действиях, последовавших за развалом СФРЮ и в течение операции НАТО на Балканах; в Эфиопии и, в меньшей степени, Индонезии, в ходе борьбы за независимость Эритреи и Восточного Тимора соответственно; в Руанде, в результате конфликта племён хуту и тутси; в Судане, из-за войны на религиозной почве; в Ираке после ввода в эту страну коалиционных сил под руководством США; на Шри Ланке, в зоне боёв правительственных войск с силами тамильских сепаратистов.

Сейчас в мире насчитываются десятки миллионов беженцев, более половины которых приходится на Африку. В рамках ООН функционирует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Статус и права беженцев регулируются международными документами. Главными среди них являются – Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, не признававшиеся СССР и подписанные Российской Федерацией; а также Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке. Большие компактные скопления беженцев представляют собой питательную среду для различного рода преступных и экстремистских группировок и организаций, нередко пользующихся поддержкой из-за рубежа. Таковы случаи структур афганских талибов, за которыми стоят различные исламистские радикальные фонды, Аль-Каида и родственные им племена в Пакистане, боевиков Хамас в Палестинской автономии и Хезболла в Ливане, финансируемых Ираном и Сирией.

Проблема беженцев в современном мире чрезвычайно запутана и сложна. Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами или в Камбодже после падения полпотовского режима. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных. Наиболее тяжёлым и многофакторным на протяжении более полувека остаётся положение палестинских беженцев. Решение этой задачи, кроме диаметральных по ряду пунктов политических позиций сторон, затруднено тем, что иностранные спонсоры ближневосточного урегулирования, а также Иран и Сирия не готовы в полной мере обеспечить гарантии безопасности Израиля, и, кроме того, вложить в развитие Палестинской автономии, способное обеспечить возвращение беженцев и создание государства палестинцев, средства, адекватные суммам, затраченным ими ранее на консервацию горячей фазы палестино-израильского конфликта.

Для России наиболее актуальными были вопросы беженцев во время и после Гражданской войны, а после распада СССР – из бывших союзных республик: турок-месхетинцев, азербайджанских армян, из Приднестровья, грузин из Абхазии, Южной Осетии и собственно Грузии в результате гражданской войны в этой стране, а также, в связи с сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, из Чечни и Дагестана.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович
Вернуться
Rambler's Top100