Понятие «новые демократы» вошло в политический лексикон после победы Демократической партии США в 1992 году. В экономике США к началу 1990-х годов накопились определенные проблемы, приведшие к снижению уровня жизни среднего класса, связанному, прежде всего, с падением реальных доходов этой части американского общества. Сокращение реальной заработной платы (особенно лиц, не имеющих высшего образования) при росте стоимости высшего образования и медицинского обслуживания, углубление имущественного неравенства, растущая неустойчивость занятости в условиях сокращения численности персонала и других мер по оптимизации производства все это заставляло американцев сомневаться в способности республиканского президента (Дж.Буш старший) справляться с экономическими трудностями. Подобные настроения выливались в недоверие государству, разочарование в традиционных рецептах как республиканцев, так и демократов, оказавшихся неспособными заметно улучшить положение «среднего класса» в 1970-1980-х годах.
Разработка новых идей стала основной задачей «мозгового центра» Демократической партии Института прогрессивной политики (ИПП), работавшего под руководством Совета демократического лидерства (СДЛ). Поворотным пунктом в модернизации программных установок демократов стала конференция СДЛ в Новом Орлеане, состоявшаяся в марте 1990 года. В преамбуле новоорлеанской декларации подчеркивалось, что наступает время для «нового поколения демократов», сознающего, что «политические идеи и стремления 1930-1960-х годов не могут служить нашими ориентирами в 1990-е годы». Прозвучавшие на конференции установки получили развитие на страницах основного печатного органа СДЛ/ИПП. Его исходное название «Мейнстрим демократ» (англ. mainstream основное течение) было сменено на «Нью демократ» («Новый демократ»), соответственно их сторонники стали именовать себя новыми демократами.
Многие идеи новоорлеанской декларации действительно были новыми для Демократической партии:
- Экономический рост на основе свободного рынка, регулируемого в общественных интересах, характеризовался как главный источник благосостояния каждого гражданина. Акцент делался не на традиционной для демократов проблеме перераспределения доходов, а на придании большего динамизма системе «демократического капитализма».
- По-новому ставилась проблема взаимодействия общества и государства. Государство более не считалось инструментом, способным решить все проблемы. Теперь оно воспринималось как институт, призванный создавать условия для преуспевания граждан во взаимодействии с обществом и его структурами. Предполагалось не расширение, а сокращение функций федеральных ведомств за счет отмены малоэффективных программ, в том числе и социальной направленности.
- Проблема социальной справедливости и помощи малоимущим ставилась совершенно по новому. Декларация не приветствовала принятие государством на себя больших обязательств в обеспечении социального равенства, чем требует концепция равных стартовых возможностей, осуждала систему особых льгот для отдельных групп населения, считающихся наиболее обездоленными, как нарушающую принцип равенства прав граждан. Государство, согласно новой концепции демократов, должно было помогать малоимущим так, чтобы они могли найти достойное место в жизни, а не приучать их постоянно жить на пособия, в бедности и зависимости от чиновников. Предполагалось широкое использование экономических рычагов и стимулов, значение которых ранее недооценивалось демократами в решении общественно значимых проблем.
Во главе нового движения за обновление Демократической партии стал губернатор штата Арканзас Б.Клинтон, избранный на новоорлеанской конференции председателем Совета демократического лидерства. В 1992 году Клинтон победил на выборах во многом благодаря имиджу «нового демократа».
|