|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Организация исламская конференция (ОИК)

Организация исламская конференция (ОИК) – создана по инициативе короля Саудовской Аравии Фейсала и короля Марокко Хасана II после «шестидневной войны» 1967 г. и поджога мечети Аль-Акса. Временная резиденция – до освобождения Иерусалима – г. Джидда. На III Конференции министров иностранных дел (1972 г.) был принят Устав ОИК, где обозначены цели организации: исламская солидарность, сотрудничество во всех областях деятельности, выработка единого курса в международных организациях, борьба с расизмом и колониализмом, охрана святых мест, поддержка народа Палестины и всех мусульманских народов, сотрудничество с другими странами.

Высшим органом Организации является созываемая раз в три года конференция королей, глав государств и правительств. Исполнительные функции сосредоточены в созываемой ежегодно конференции министров иностранных дел. В Уставе предусмотрены также Генеральный секретариат и различные комитеты, среди которых выделяются комитеты информационных и культурных дел, а также экономического и торгового сотрудничества. Кроме того, в структуру Организации входят многочисленные аффилированные и специализированные учреждения и вспомогательные органы, членство в которых обязательно для участников ОИК: Центр статистических, экономических и социальных исследований (Анкара), Исламский институт технологии (Дакка) и др.

Статус наблюдателя в ОИК в 1975 г. получила Лига арабских государств, в 1976 г. – ООН, в 1977 г. – Движение неприсоединения, ОАЕ (теперь Африканский Союз) и национально-освободительный фронт Моро (в ряде стран считающийся террористической организацией).

Несмотря на достаточно развитую организационную структуру и потенциально колоссальные ресурсы – 57 стран, 1,5 млрд. населения, 70% мировых запасов нефти, 50% газа – ОИК не представляет собой сколько-нибудь серьезной силы в международных экономических отношениях, прежде всего из-за существенных разногласий между его членами по широкому кругу проблем как экономического, так и политического характера. Объединенная лишь на основе религиозной общности ОИК проявляет полное единство лишь при принятии очередной резолюции по Иерусалиму, кстати, противоречащей решениям ООН. Подобная бескомпромиссная позиция не мешает, впрочем, достаточно большой группе стран – членов ОИК развивать с Израилем военно-техническое сотрудничество. События конца 70-х – 80-х годов (кэмп-дэвидское соглашение, ирано-иракский конфликт, оккупация Ираком Кувейта и последовавшая война за его освобождение, усиление исламского фундаментализма и др.) способствовали углублению разногласий внутри ОИК и снижению ее потенциала.

Отношения СССР и ОИК складывались непросто, т.к. изначально ряд исламистских режимов пытались поднять вопрос о положении верующих мусульман и даже об «оккупации» Средней Азии. Ввод советских войск в Афганистан был расценен как агрессия против мусульманского государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уход Советского Союза из Афганистана и последующее обретение независимости республиками Центральной Азии сняли остроту противоречий. Выступление В. Путина на конференции ОИК в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 2003 г. предопределило получение Россией статуса наблюдателя (2005 г.), а в 2008 г. открытие постоянного представительства. При этом открытым остается вопрос о соответствии России квалификационным требованиям ОИК, например, большинство населения должно придерживаться мусульманского вероисповедания и др.

Следует отметить предпринимаемые попытки модернизации ОИК, так, на саммите в Дакаре (2008 г.) было принято решение о разработке нового Устава организации.

Шкундин Марк Зусьевич
Вернуться
Rambler's Top100