Пиратство – насильственный захват судов в международных водах с целью грабежа или вымогания выкупа считается особо тяжким уголовным преступлением – морским разбоем, подлежащем юрисдикции национальных или международных судов. Исключение делается только в военное время в отношении судов противника, причём даже в таком случае гражданские или пассажирские суда, принадлежащие частным лицам воюющей стороны, могут подвергнуться лишь интернированию, а их судьба решается по окончании военных действий мирным договором. Те же положения (с определённой спецификой) относятся к захвату и угону пассажирских и грузовых самолётов.
Практика каперства – захвата торговых судов противника частными лицами, получившими на это официальное разрешение (патент) от властей своего государства давно запрещена международным морским правом и приравнивается к пиратству.
Угасшее, казалось, в XIX в. пиратство, гнёздами которого служили Средиземное, затем Карибское моря, вновь возродилось и получило широкое распространение на ряде участков мировых торговых путей и проливов с наибольшей плотностью товарооборота. Последним по времени из таких рецидивов стало широкомасштабное пиратство у берегов Сомали на переходе из Красного моря в Индийский океан. Этому способствовал тяжёлый внутренний кризис в Сомали, которое фактически распалось на воюющие между собой вооружённые племенные банды исламистов. Ряд стран Евросоюза, чьи суда пострадали от пиратства, а также Россия направили в этот регион военно-морские силы для борьбы с пиратами, что позволило ограничить их деятельность.
|