|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК ООН)

Переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН) были начаты в феврале 1991 года. Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу.

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (в связи с этим она носит рамочный характер). РКИК ООН стала первым международным соглашением, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.

Конечная цель РКИК состоит в том, чтобы «добиться…стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» и, тем самым, предотвратить глобальные изменения в атмосфере. Причем, «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющее не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».

В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское сообщество. При этом РКИК ООН предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран. Признается, что основную роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями должны играть промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, которые в процессе своего экономического развития внесли больший вклад в совокупный объем антропогенных выбросов парниковых газов (принцип исторической ответственности).

РКИК определяет только общие принципы, обязательства для Сторон Конвенции и основные направления деятельности по решению проблемы изменения климата, в частности, там отмечается, что:

  • РКИК предусматривает необходимость учета выбросов и абсорбции парниковых газов Сторонами Конвенции. Данные о зарегистрированных ежегодных выбросах и абсорбции парниковых газов должны регулярно предоставляться в Секретариат РКИК в виде ежегодных отчетов об их инвентаризации – кадастров;
  • Стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, а также осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата;
  • Стороны обязаны представлять на периодической основе общее описание мер, принятых или предусмотренных Стороной, по осуществлению Конвенции.

Вместе с тем, РКИК предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом различных социально-экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны, поэтому они должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями.

В этой связи на промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой РКИК налагает дополнительные обязательства:

  • Каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов, демонстрируя, таким образом, лидерство в этой области для остальных стран;
  • Стороны должны представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
  • Стороны, входящие в Приложение II к РКИК (преимущественно, страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития), обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая при этом их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития. Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау».

Верховным органом Конвенции является Конференция сторон (КС). Участники КС – представители всех стран, являющихся Сторонами РКИК ООН.

КС собирается ежегодно для обзора хода реализации Сторонами положений, закрепленных в Конвенции, с точки зрения достижения ее конечной цели, рассмотрения последних научных выводов по проблеме изменения климата и наилучших практик по разработке и внедрению политики и мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений и адаптацию к ним. На основании этого обзора КС принимает соответствующие решения по усовершенствованию положений Конвенции для стимулирования реализации Сторонами своих обязательств и о проведении переговоров по новым обязательствам.

Бюро Конференции Сторон создано с целью оказания содействия Президенту КС в выполнении своих функций. Оно дает советы Президенту по различным вопросам и принимает решения по переговорному процессу.

Два вспомогательных органа РКИК ООН были учреждены на Первой Конференции Сторон РКИК ООН в Берлине в 1995 году. Эти же два органа служат и для целей Киотского протокола.

Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (ВОКНТА) дает рекомендации Конференции Сторон по научным, технологическим и методологическим вопросам, в т.ч. по разработке и передаче технологий, адаптации, улучшению стандартов национальных сообщений и кадастров выбросов парниковых газов. В своей работе ВОКНТА тесно связан с деятельностью МГЭИК.

Вспомогательный орган по осуществлению (ВОО) помогает оценивать и пересматривать ход реализации положений Конвенции, например, на основе анализа национальных сообщений, предоставляемых Сторонами. ВОО занимается также финансовыми и административными вопросами.

ВОКНТА и ВОО сотрудничают между собой по различным вопросам, включая укрепление потенциала, передачу технологий, реализацию механизмов Киотского протокола.

Секретариат РКИК ООН и Киотского протокола призван оказывать содействие всем органам Конвенции и Протокола в осуществлении их функций. Он готовит сессии КС/СС и вспомогательных органов, помогает Сторонам в реализации своих обязательств, готовит обзоры, распространяет информацию, а также сотрудничает с другими международными организациями. С 1995 года постоянное место расположение Секретариата – г. Бонн.

Свечников Александр Львович
Вернуться
Rambler's Top100