Термин «страны-изгои» является американским изобретением и никак не соотносится с международным правом и принятой практикой международных отношений. Первоначально термины «страны-изгои» и «страны-парии» были введены в обиход американскими политиками в начале 1970-х годов. В то время они применялся в отношении таких стран, как Уганда при Иди Амине, полпотовская Камбоджа и ЮАР времен апартеида. Объединяющей характеристикой для этих стран было жестокое отношение правящих режимов с собственными народами, а не их международное поведение.
В широкий обиход понятие «государственной поддержки терроризма» ввел госсекретарь Джордж Шульц (1982-1988 гг.). Он отмечал: «Государства, которые поддерживают и спонсируют терроризм, сумели включить (в свою политику. – М.Б.) и использовать явление терроризма в интересах достижения собственных стратегических целей. Не случайно, что большинство актов терроризма происходит в районах, важных для Запада».
К концу 1980-х годов официальные лица США, обосновывая американскую политику в отношении отдельных государств «третьего мира», начали увязывать случаи государственной поддержки террористических действий с попытками стран получить доступ к оружию массового уничтожения. В январе 1989 г. на сенатских слушаниях будущий госсекретарь Дж. Бейкер однозначно заявил, что «химические боеголовки и баллистические ракеты попали в руки правительств, которые… уже совершали акты агрессии и терроризма». Постепенно, во время администраций Рейгана (1981-1989) и Буша-старшего (1989-1993) американская внешняя политика начинает определять статус «изгоя» как страны, нарушающей определенные международные нормы (региональная агрессия, поддержка международного терроризма и усилия по получению оружия массового уничтожения). При администрации Клинтона (1993-2001) концепция «стран-изгоев» стала официальной частью американской внешнеполитической доктрины. Тогда же помощник президента по национальной безопасности Э. Лейк сделал следующий шаг в ее развитии и заявил, что государства, ведущие себя подобным образом на международной арене, представляют собой отдельный класс государств. В 1994 г. В журнале «Форин афферс» появилась программная статья помощника президента по национальной безопасности Э. Лейка: «Наша политика должна признать реальность существования упорствующих в неподчинении и беззаконных государств, которые решили не только оставаться вне семьи наций, но и нападают на их основные ценности. Существует несколько реакционных государств: Куба, Северная Корея, Иран, Ирак и Ливия. Им не хватает ресурсов для статуса сверхдержавы, что позволило бы им представить серьезную угрозу демократическому порядку, создающемуся вокруг них. Несмотря на это, их поведение агрессивно и дерзко. Они укрепляют между собой связи в попытках противодействовать и оградить себя от мировых тенденций, к которым они не желают или не могут приспособиться. Эти реакционные государства обладают схожими качествами. Управляют ими клики, удерживая власть насилием, они нарушают права человека и пропагандируют радикальную идеологию… Эти страны демонстрируют хроническую неспособность конструктивно взаимодействовать с окружающим миром…Часто они находятся в обороне, так как их все больше критикуют и угрожают им санкциями на международных форумах. Они имеют общее мировоззрение осажденного лагеря. В соответствии с ним, они осуществляют амбициозные и дорогие военные программы – особенно в области разработки оружия массового уничтожения и ракетных систем доставки – в ошибочных попытках защитить свои режимы или достичь своих целей за рубежом».
В статье Лейк сформулировал критерии, согласно которым страна может быть отнесена к категории «изгоев». Их три:
В самой статье Лейк не пишет об антидемократичности режимов и нарушении прав человека как отдельном критерии, но политика администрации Клинтона этот критерий явно принимала во внимание наряду с тремя другими. Продолжая традицию Кеннана, а также во многом применяя положения его статьи к новой ситуации, Лейк сформулировал «доктрину сдерживания» для новой эпохи – эпохи, начавшейся после окончания «холодной войны»: «Как единственная сверхдержава Соединенные Штаты несут особую ответственность за развитие стратегии по нейтрализации, сдерживанию, и, возможно, путем селективного давления, даже трансформации этих государств-отступников в конструктивных членов международного сообщества».Из приведенной цитаты видны стратегические инструменты, предлагаемые Соединенным Штатам для достижения поставленных целей: «нейтрализация» и «трансформация». Речь идет о двух компонентах, в различной пропорции применявшихся США и во времена «холодной войны», – сдерживании (containment) и вовлечении (engagement).
Сдерживание предполагает международную изоляцию «страны-изгоя» путем создания международных политических коалиций, экономических санкций и военных инструментов с целью, во-первых, «держать страну в клетке» и не позволить ей совершить новые преступные действия, и, во-вторых, – заставить ее силой модифицировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами. Крайним вариантом сдерживания может стать «стратегия отбрасывания» (rollback), когда преследуется цель изменить природу правящего режима путем поддержки внутренней оппозиции, спецопераций и прямой военной интервенции.
Стратегия вовлечения преследует те же цели, но предполагает достичь их вовлечением режима в международную торговлю, развитием культурных связей и туризма, включением страны в сеть международных организаций и договоров. В результате, как предполагается, для сохранения получаемых преимуществ и благ «страна-изгой» будет делать все больше мелких уступок, отказываться от наиболее одиозных планов и постепенно трансформируется в «нормальную страну».
Академическое оформление концепции «стран-изгоев» представила бывший профессор, а в то время госсекретарь США Мадлен Олбрайт в своем выступлении перед членами Совета по внешней политике в сентябре 1997 г. По ее мнению, «страны-изгои» представляют собой одну из четырех категорий стран, существующих в мире. В своей классификации М. Олбрайт делила страны мира на развитые индустриальные государства; развивающиеся демократии; «страны-изгои» и «неудавшиеся страны».
Термин «страны-изгои» окончательно вошел в американский политический словарь с концом «холодной войны». Тогда президент Буш-старший заговорил о «режимах-отступниках», а несколько позже президент Клинтон определил, что основная угроза мировому порядку, возникшему после «холодной войны», исходит от «стран-изгоев», угрожающих региональной стабильности во многих уголках земного шара».
|