Является завершающим этапом политической интеграции между двумя странами, переходным периодом для формирования единого российско-белорусского государства.
В 1995 президент Республики Беларусь А.Лукашенко выступил инициатором интеграции между Россией и Белоруссией, что являлось осознанной волей белорусского политического класса, искавшего возможность удержать политическую власть в республике и контроль над промышленными предприятиями. Экономическая и политическая интеграция с Россией обеспечивала безусловную и практически неограниченную финансово-ресурсную поддержку белорусской экономики со стороны российского бюджета. Российская интеграционная помощь позволяла белорусскому истэблишменту отложить структурные политические и экономические реформы, упрочить авторитарный политический режим, подготовить республику к участию в европейских интеграционных проектах. А.Лукашенко смог монополизировать процесс российско-белорусского сближения, что обеспечивало ему контроль над экономической помощью, получаемой республикой из РФ.
Энергетическая составляющая доминировала в российско-белорусской интеграции. В годы расцвета интеграционного проекта особое значение для белорусской экономики играли поставки российского природного газа по ценам, близким у внутрироссийским тарифам, и нефти. С 1995 году Российская Федерация отказалась от взимания экспортных пошлин на сырую нефть при поставках ее в Белоруссию при условии, что российские ставки экспортных пошлин на нефтепродукты должны были автоматически устанавливаться на белорусской западной границе. 15 процентов от уплаты пошлин шло в бюджет Республики Беларусь, 85 процентов – в бюджет Российской Федерации, однако с 2001 года РБ уклонилась от выплаты экспортной пошлины, что обеспечило создание особых условий для функционирования белорусской нефтеперерабатывающей промышленности.
Российская сторона, приступая к интеграции с Белоруссией учитывала высокий уровень производственной кооперации между предприятиями двух стран, политическую значимость российско-белорусской интеграции для внутреннего политического рынка России, необходимость улучшения внешнеполитического имиджа РФ в качестве лидера интеграционного проекта. Учитывая безальтернативную в те годы зависимость России от транзитных энергетических коммуникаций, российское руководство считало, что экономическая поддержка Белоруссии является формой издержек для сохранения доступа российских нефтяных и газовых компаний к европейским энергетическим рынкам. Имелись и военно – политические причины для входа в российско-белорусский интеграционный проект. В 90-е годы ХХ века, после ликвидации российского радара в Латвии, Россия была заинтересована в сохранении радара «Волга» на территории Белоруссии в качестве элемента системы раннего предупреждения о ракетном нападении на Российскую Федерацию.
В 1995 году была создана российско-белорусская таможенная зона, что является вторым этапом экономической интеграции. Однако до настоящего времени таможенная зона Союзного Государства не вступила в свое полноценное функционирование. Одновременно, несмотря на то, что для политической интеграции еще не сложились экономические условия, растущая потребность в дотировании белорусской экономики потребовала ускорения политической составляющей интеграционного проекта.
2 апреля 1997 г. был сделан шаг к политической интеграции – подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. Данный договор оказался политическим результатом списания большей части долга РБ за поставленный в 90-е гг. российский природный газ и урегулирования вопроса о нахождении на территории Белоруссии двух российских баз. Через год, 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о создании Союза России и Белоруссии. Глубоких отличий договоры не имели, но они оказались базой для появления 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного Государства России и Белоруссии.
Согласно Союзному договору Союзное государство должно было получить собственную Конституцию (Конституционный Акт), союзную валюту, Союзный парламент и высшие органы управления. Председателем Высшего Государственного Совета СГ РФ и РБ с 1999 г. является президент Белоруссии А.Лукашенко. Государственный Секретарь СГ (высшее административное должностное лицо – глава аппарата СГ) – П.Бородин.
Высший ГосСовет СГ РФ и РБ собирается два раза в год поочередно в Москве и Минске. В промежутках собирается Союзный Совет министров.
С 2002 года российско-белорусская интеграция вступила в стадию стагнации. В первом десятилетии XXI века уровень финансово-ресурсных дотаций белорусской экономике со стороны России достиг уровня 8-9 млрд. долларов США в год, что вполне устраивало белорусские правящие круги. Попытка российской стороны стимулировать интеграцию вводом единой валюты Союзного государства (российский рубль) была заблокирована белорусской стороной невыполнимыми условиями (ежегодная дотация в 2 млрд. долларов США и создание второго эмиссионного центра в Минске).
Со временем обнаружилось, что белорусская сторона использует единую таможенную зону и свободный доступ к российскому рынку для поставок в Россию товаров «третьих стран», российско-белорусские экономические отношения стали омрачать «торговые войны», российский бизнес не получил доступа к белорусскому рынку. До настоящего времени нет ни одной полноценной российско-белорусской транснациональной корпорации. Опыт российско-белорусской интеграции продемонстрировал невозможность интеграции между рыночной и командно-административной экономиками.
Оказалась заблокирована российско-белорусская политическая интеграция. Стороны не смогли согласовать Конституционный Акт, избрать Союзный парламент, определить полномочия главы Союзного Государства. С годами обнаружилось, что политические режимы в двух странах находятся в антагонистических отношениях – с 1995 года в России сменились несколько президентов на фоне блокирования ротации президентской власти в Белоруссии.
С 2006 года российско-белорусский интеграционный проект вступил в стадию кризиса. Убедившись, что в рамках Союзного Государства энергетическая интеграция между странами невозможна, Россия приступила к планомерному переводу поставок российских энергоносителей в РБ на рыночные условия, что сразу сказалось на эффективности белорусской экономики. С декабря 2007 года Белоруссия стала получать на льготных условиях кредитную поддержку со стороны России (в 2007 г. – 2008 гг. - 1,5 млрд. долларов США, в 2008 – 2009 г. – 2,0 млрд. долларов). До 2011 года белорусская сторона будет получать российские энергоносители по льготным ценам.
В период кризиса российско–белорусского проекта обнаружилось, что за годы функционирования Союзного Государства не сложилась союзная внешняя политика. Белорусская сторона не поддержала РФ в моратории на выполнение договора ДОВСЕ, сохранила безвизовый режим с Грузией, не оказала политической поддержки России в российско-грузинском конфликте августа 2008 г., не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, вступила в программу Евросоюза «Восточное партнерство», попыталась сорвать формирование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и т.д.
Попытка белорусского руководства совместить все более определяющийся европейский вектор своей политики с российской финансово-ресурсной помощью в формате Союзного Государства дестабилизирует российско-белорусский интеграционный проект и негативно сказывается на интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
|