|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

ОДКБ

Организация Договора коллективной безопасности является единственным военно-политическим блоком на постсоветском пространстве. 15 мая 1992 года в Ташкенте членами СНГ – Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Заключение Договора было обусловлено стремлением вновь появившихся на месте СССР государств совместными усилиями обеспечить территориальную целостность и воссоздать единое оборонительное пространство. Основным инициатором ДКБ был Ташкент, испытывавший угрозу со стороны гражданской войны в Таджикистане.

Договор о коллективной безопасности планировался в роли механизма военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, однако Украина, Азербайджан, Туркмения и Молдавия изначально уклонились от создания единого оборонительного механизма, оставаясь в отношении ДКБ в роли наблюдателей. До конца 90-х годов, момента, когда Киргизия и Таджикистан оказались под угрозой со стороны талибов Афганистана, договор оставался невостребованным. С появлением в Таджикистане российской базы противником ДКБ оказался Ташкент.

В 2003 году, после начала операции НАТО и США в Афганистане и Ираке, на базе Договора о коллективной безопасности была создана региональная военно-политическая структура – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В состав ОДКБ вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Таджикистан и вернувшийся после восстания в Андижане (2005 г.) в систему коллективной безопасности Узбекистан.

Целями организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств – членов ОДКБ.

ОДКБ – оборонительный блок. В его деятельности, помимо взаимопомощи в защите суверенитета и независимости государств – членов организации, большое место занимает борьба с терроризмом и, как правило, сопровождающим терроризм наркотрафиком. В рамках ОДКБ существует специальный Антитеррористический комитет. Большое внимание в ОДКБ уделяется формированию необходимого коллективного потенциала по предупреждению и ликвидации последствий крупных природных и техногенных катастроф.

Основной зоной действия ОДКБ является регион Центральной Азии. Присутствие в ОДКБ Армении и Белоруссии во многом связано с наличием на территории данных государств баз МО РФ.

Структура ОДКБ в соответствии с Уставом организации:

- Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган организации, в состав которого входят главы государств – участников. Возглавляет СКБ по принципу ротации президент одной из стран, входящих в ОДКБ. В промежутках между заседаниями СКБ вопросами координации и взаимодействия государств – членов занимается Постоянный совет, состоящий из полномочных представителей, назначаемых государствами – членами. Особую роль в ОДКБ играет Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации и взаимодействия государств – членов ОДКБ в области внешней политики.

Генеральный секретарь организации является высшим административным должностным лицом.

Формат ОДКБ предполагает многостороннее сотрудничество по проблемам коллективной безопасности.

Армии стран – участников ОДКБ в основном оснащены оружием советского и российского производства. ОДКБ создает для своих членов условия для сохранения и расширения военно-технического сотрудничества с российским военно-промышленным комплексом. Участники ОДКБ имеют возможность закупать российское вооружение по внутрироссийским ценам.

По традиции 50% бюджета ОДКБ оплачивает РФ.

Серьезной проблемой для ОДКБ является сохранение внутренней политической стабильности стран – участниц организации. В 2005 году узбекское руководство предлагало создать в рамках ОДКБ международные «антиреволюционные» силы, выполняющих карательные функции на территории стран – членов организации. В итоге предложение Узбекистана было трансформировано в договоренности о создании миротворческого контингента ОДКБ.

В августе 2001 г., еще до создания ОДКБ, были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) численностью до 4 тыс. КСБР ЦАР стали основой для создания более мощной совместной группировки.

На саммите ОДКБ в Москве (4 февраля) 2009 г. было заявлено о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Ташкент подписал документы о создании КСОР с условием, что его подразделения не будут входить в эти силы на постоянной основе, оставляя за собой право присоединяться к отдельным операциям, которые будут проходить в интересах Узбекистана.

Документ о формировании КСОР был подписан на саммите ОДКБ 14 июня 2009 г. От подписания документа уклонились Белоруссия и Узбекистан. Белоруссия 7 мая 2009 г. вступила в программу ЕС «Восточное партнерство», включающую в себя вопросы региональной безопасности, что сузило ее возможности по участию в коллективных мероприятиях ОДКБ. Узбекистан требует, чтобы решение о применении КСОР принималось на основе консенсуса.

Ташкент имеет особую позицию в отношении усилий ОДКБ по содействию стабилизации обстановки в Афганистане и противодействию наркоугрозе со стороны данного государства. Данная роль Ташкента в вопросах военно-политической интеграции на постсоветском пространстве во многом объясняется влиянием на узбекское руководство НАТО, ЕС, США. Ташкент выступил против появления на юге Киргизии базы КСОР (2009 г.).

ОДКБ продолжает активные усилия по укреплению региональной коллективной безопасности, учитывая влияние в Центральной Азии ШОС, НАТО, ЕврАзЭс. Руководство ОДКБ неоднократно декларировало готовность к сотрудничеству с НАТО. Координация политики ОДКБ и НАТО в регионе Центральной Азии, примыкающему к Афганистану, где находится воинский контингент североатлантического блока, позволил бы решать проблемы безопасности в регионе на более глобальном уровне. Однако НАТО игнорирует предложения ОДКБ, предпочитая развивать двусторонние отношения со странами региона.

ОДКБ стремится к расширению сотрудничества в сфере региональной безопасности с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). 5-7 октября 2007 г. в Душанбе состоялся коллективный саммит ОДКБ и ШОС, где был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами двух организаций.

5 сентября 2008 года на саммите ОДКБ в Москве главы государств – членов организации одобрили действия России по защите граждан России и миротворцев в Южной Осетии.

ОДКБ еще не стала высокоэффективным механизмом сохранения территориальной целостности и суверенитета стран – участников организации. Военно-политическая интеграция в рамках блока идет с большими сложностями. Перед ОДКБ сохраняется задача по встраиванию в систему региональных и международных отношений в сфере поддержания мира и стабильности.

Суздальцев Андрей Иванович
Вернуться
Rambler's Top100