|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

ЕврАзЭС

Евразийское экономическое сообщество – международная экономическая организация, предназначенная для развития и углубления экономической интеграции между странами постсоветского пространства, в нее входящими, включая формирование общих таможенных границ, выработку общей внешнеэкономической политики, тарифов, цен, и других составляющих общего рынка.

В ЕврАзЭС входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Армения, Молдова и Украина по их просьбе в Сообществе наделены статусом наблюдателя.

Договор о создании ЕврАзЭс был подписан 10 октября 2000 г. в столице Казахстана Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Создание ЕврАзЭС являлось реакцией на внутренние проблемы СНГ и на объективную потребность наиболее развитой части стран постсоветского пространства в совместных действиях в современной мировой экономике. Препятствия для развития экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств стимулировало появление более узкого круга членов СНГ, готовых приступить к интеграционным экономическим проектам на постсоветском пространстве. ЕврАзЭС стало правопреемницей Таможенного союза, сформированного в начале 90-х гг. и не нашедшего воплощения в рамках СНГ и ЕЭП.

Генеральный секретарь ЕврАзЭС возглавляет административную деятельность Сообщества.

Приоритетные задачи ЕврАзЭс:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;
  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
  • сближение и гармонизация национального законодательства;
  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

В организации имеются Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Секретариат, Межпарламентская ассамблея и Суд.

Интеграционный проект ЕврАзЭс оказался успешным. Уже в 2006 году взаимная торговля между странами – членами ЕврАзЭс по сравнению с 2005 г. выросла на треть (70 млрд. долларов США). В рамках сообщества действует режим свободной торговли без изъятий и ограничений, без взимания таможенных пошлин и сборов на товары, произведенные на территориях этих стран. В реализации крупных инвестиционных проектов важную роль отводится Евразийскому банку развития (ЕАБР). Он был учрежден в 2006 году Россией и Казахстаном с уставным капиталом 1,5 млрд. долл.

Особый интерес к проектам ЕврАзЭс имеет Таджикистан и Киргизия. Бишкек и Душанбе рассчитывают на финансовую поддержку со стороны организации в решении водно-энергетических проблем республик.

Важнейшим промежуточным итогом развития интеграции в рамках ЕврАзЭС является вступление России, Белоруссии и Казахстана в процесс формирования Таможенного Союза между ними. Планируется, что в 2011 году Таможенный Союз будет функционировать в полном объеме. Таможенный Союз трех государств открыт для вступления в него других стран, в первую очередь, остальных членов ЕврАзЭС. В настоящее время присоединение к Таможенному Союзу стран Центральной Азии – членов ЕврАзЭс, затруднено неудовлетворительным состоянием контроля над перемещением людей и грузов через их границы. Остается проблемной позиция белорусской стороны, видящей в Таможенном Союзе возможность для «равного доступа к услугам монополий» – получения российских энергоносителей по внутрироссийским ценам и льготного транзита нефти и газа из региона Центральной Азии через территорию России. Определенную сложность для стран участников Таможенного Союза представляет формирование наднациональных органов.

Создание единого таможенного пространства открывает возможность для формирования Единого экономического пространства стран – участников «Таможенной тройки». В свою очередь, переход к Единому экономическому пространству открывает возможность для вступления стран ЕврАзЭс в энергетическую интеграцию, что с учетом энергетического потенциала России и Казахстана и транзитных возможностей Белоруссии, имеет большие экономические перспективы. 10 декабря 2008 года в рамках ЕврАзЭс была принята концепция, предусматривающей формирование общего энергетического рынка в сфере электросистем, а также нефти, газа и угля, однако попытки перескочить этапы экономической интеграции и политическими решениями сформировать единую ценовую и тарифную политику в сфере энергетики в рамках Сообщества не удались.

Не сформировалось действенной политики ЕврАзЭс в области трудовой миграции на постсоветском пространстве, в сфере регулирования транспортной политики.

В условиях мирового финансового кризиса страны ЕврАзЭс предприняли усилия для выработки совместных мер противодействия влиянию кризиса на экономику стран – членов Содружества (10 октября 2008 г.). В декабре 2008 г. был учрежден единый антикризисный фонд ЕврАзЭс размером в 10 млрд. долларов США. На саммите ЕврАзЭс в Москве (4-5 февраля) 2009 г. было заявлено о сумме взноса России РФ в антикризисный фонд в сумме 75% его объема. 10% должен внести Казахстан. Остальные члены ЕврАзЭс не смогли профинансировать остающиеся 15% фонда (Белоруссия перечислила 1,0 млн. долларов США). Однако реальной совместной программы по совместному выходу из кризиса Сообщества не выработало.

Несмотря на положительные показатели развития ЕврАзЭс, ряд объективных факторов препятствуют развитию экономической интеграции в рамках евразийского Сообщества. Торговля между членами ЕврАзЭс все в большей степени концентрируется в сфере сырья и услуг, оставляя возможности для импорта высокотехнологичной продукции из стран, не входящих в состав ЕВрАзЭС. Свое негативное влияние на развитие ЕврАзЭс оказывают различия в экономическом развитии стран – участников Сообщества. Создание Таможенного Союза не сочетается с попытками отдельных стран ЕврАзЭс вступить в ВТО (Киргизия – член ВТО). Сценарий вступления в ВТО единым Таможенным Союзом вызывает сомнения. Не складываются отношения ЕврАзЭс с ЕС.

Узбекистан покинул ЕврАзЭс осенью 2008 г. Причиной выхода из ЕврАзЭс явилось, по мнению Ташкента, «игнорирование его интересов». С учетом того, что Узбекистан не подписал весь комплект документов, оформляющих его членство в ЕврАзЭс, его уход из организации не потребовал много времени.

Суздальцев Андрей Иванович
Вернуться
Rambler's Top100