|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

СНГ

Содружество Независимых Государств – является межгосударственным объединением государств – бывших республик СССР. СНГ было учреждено 8 декабря 1991 года руководством РСФСР, УССР и БССР посредством подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». В соглашении отмечалось, что СНГ пришло на место СССР, который прекратил свое существование. СНГ не выступало преемником СССР, а объявлялось Содружеством без особых обязательств его членов в отношении бывшего Союза ССР.

12 декабря наряду со славянскими республиками, в состав СНГ выразили готовность вступить центральноазиатские республики: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан. 21 декабря процесс формирования СНГ в основном был завершен на встрече в Алма-Ате, где присутствовали главы 11 бывших республик СССР, за исключением прибалтийских республик и Грузии.

Согласно Алма-атинской декларации СНГ формировалось как координационный орган на паритетной основе. СНГ не должно было стать государством или надгосударственным субъектом международного права. Планировалось, что сохранится совместный контроль над границами, ядерным оружием и т.д. Встреча в Алма-Ате положила конец существованию СССР и на постсоветском пространстве начался процесс формирования независимых и суверенных государств.

Процесс организации СНГ оказался сложным и противоречивым. Только 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества Независимых Государств. До настоящего времени Устав СНГ не подписали Украина и Туркменистан. С 2005 г. считает себя ассоциированным членом СНГ. Украина де-юре не является членом Содружества. Грузия вошла в состав СНГ в 1993 году, но в 2009 году покинула Содружество.

Основной орган СНГ – созданный 30 декабря 1991 г. Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств стран СНГ. Ежегодно происходит ротация на посту председателя СНГ, который занимает глава одного из государств Содружества. Содружество имеет развитую внутреннюю структуру, включающую в себя Совет министров иностранных дел СНГ, Совет министров обороны СНГ, Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ, Совет объединенных вооруженных сил СНГ, Межпарламентская ассамблея СНГ, Экономический суд, Антитеррористический Центр государств-участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ и т.д.

Исполком СНГ во главе с исполнительным секретарем Содружества руководит текущей деятельностью Содружества. Практически все основные отрасли народного хозяйства и гуманитарная сфера стран постсоветского пространства имеют в рамках СНГ отраслевые координационные органы и советы.

Существование СНГ придало процессу распада СССР и формированию новых субъектов международного права цивилизованный и договорной характер. В частности, в 1992 г. в рамках СНГ было подписано «Соглашение Совета Глав Государств – участников СНГ о вооруженных силах и пограничных войсках», положившее началу формирования национальных вооруженных сил стран СНГ. В том же году в Бишкеке было заключено соглашение о разделе имущества СССР. В рамках СНГ было сохранено безвизовое пространство, сформирована договорная база функционирования железнодорожного, трубопроводного и воздушного транспорта, получили законодательное обеспечение миграционные потоки и т.д. Однако до настоящего времени СНГ играет роль «договорного клуба», где каждый из участников вправе выполнять только те соглашения, к которым он присоединился.

СНГ только на первоначальном этапе воспринималось как своеобразный наследник СССР, способный сохранить и интегрировать все, что осталось от Советского Союза. Уже на этапе формирования СНГ обнаружились ряд сложных политических и экономических противоречий, долгое время скрываемых в рамках СССР. В молодых государствах проявился различный уровень развития производительных сил, политических классов и протоэлитных групп. Быстро набирал силу национализм. Формировались национальные экономические модели. Ряд участников СНГ имели друг с другом весьма напряженные отношения: Армения – Азербайджан, Узбекистан – Таджикистан, Россия – Грузия и т.д. В 90-е гг. ХХ века на развитие государств - членов СНГ большое влияние имели внешние силы.

СНГ традиционно подвергается критике со стороны правящих кругов стран – участников Содружества за его правовую слабость и интеграционную непривлекательность. Считается, что СНГ является «дискуссионным клубом» – переговорной площадкой для президентов стран постсоветского пространства. Уже в первые годы работы СНГ появились проекты реформирования Содружества, интенсификации его деятельности в его рамках интеграционных процессов. Наиболее радикальную реформу СНГ предложил в 1998 года Б. Березовский, в то время занимавший пост исполнительного секретаря СНГ. Он предложил реформировать СНГ по образу Евросоюза, создать единое экономическое и валютное пространство и разработал реформу секретариата, предполагавшую увольнение большинства чиновников. С начала 2000-х гг. появились проекты реформ, направленные на повышение ответственности государств – членов Содружества за исполнение согласованных и принятых совместных решений.

СНГ не стало вариантом ЕС на постсоветском пространстве. Каждый из участников СНГ видел в Содружестве то, что ему требовалось в конкретный момент. В частности, Украина в середине 90-х гг. видела в СНГ зону свободной торговли, обеспечивающую ей доступ к дешевым энергоносителям и российскому рынку. Целый ряд стран СНГ видят в Содружестве возможность получать безвозмездную финансово-ресурсную помощь от России. В деятельности некоторых глав государств на площадке СНГ просматриваются попытки использования Содружества для собственного внешнеполитического позиционирования.

Невозможность приступить к интеграционным процессам в рамках Содружества, стимулировало появление различных вариантов разноскоростной интеграции, более узких интеграционных объединений – ЕЭП, ЕврАзЭС, Союзное Государство России и Белоруссии и т.д. Появились и военно-политические блоки, объединяющие группы стран – участников СНГ: ОДКБ, ГУАМ. В XXI веке активизировались межгосударственные инициативы, растаскивающие страны СНГ по другим геополитическим векторам: ШОС с КНР, программа «Восточное партнерство» с ЕС и другие.

В настоящее время СНГ в своей деятельности руководствуется Концепцией развития СНГ и Планом основных мероприятий по ее выполнению, принятыми на саммите СНГ в Душанбе (3 октября 2007 г.). Принятая Концепция определяет в качестве приоритета экономическое сотрудничество, что включает выработку стратегии экономического развития СНГ, введение полномасштабного режима свободной торговли, развитие производственных кооперационных связей между предприятиями, разработку межгосударственных программ по техническому перевооружению, развитие военно-экономического сотрудничества, разработку крупных инновационных проектов, либерализацию условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции, взаимодействие в области транспорта, энергетики и многое другое.

В перспективе, СНГ, скорее всего, постепенно потеряет последние административные функции и в обозримом будущем в существующем формате не сохранится, но полностью не исчезнет, выделив из своего состава консультативные структуры, а также вполне жизнеспособные органы, наделенные функциями координации решения наиболее общих проблем постсоветского пространства.

До настоящего времени не создано новой региональной организации, заменяющей СНГ в качестве единого координирующего органа 11 стран постсоветского пространства. Существование Содружества Независимых Государств свидетельствует, что за почти два десятилетия, прошедших со времени распада СССР, постсоветское пространство сохранило определенную целостность и специфику, как особый регион мира.

Суздальцев Андрей Иванович
Вернуться
Rambler's Top100