|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Иудаизм

Иудаизм (от колена Иуды, давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, ставшего общим именем евреев) – еврейское национальное религиозное учение, во взаимодействии с которым сформировались ещё две крупнейшие мировые религии – Христианство и ислам,– образующие вместе с иудаизмом семью авраамических вер (по имени почитаемого всеми тремя Праотца Авраама). Иудаизм, на протяжении тысячелетий определявший верования и жизненный уклад еврея (в большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются в речи, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом), является первой документально подтверждённой монотеистической и потому возлагающей на человека автономную (ибо Бог, создав человека как соработника Себе, наделил его волей и даровал ему свободу) персональную (нравственную) ответственность за свои поступки (этический монотеизм) религией. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан ежедневно соблюдать 613 (в современных городских условиях считаются достаточными около трёхсот) извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем, обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. Сегодня иудаизм, как и прежде, принципиально не занимается вербовкой новых адептов и является национальной религией еврейского народа.

Известная сегодня доктрина иудаизма формировалась со II тыс. до Р.Х., поэтому в ней органично сочетаются различные идеи и тенденции – этика и ритуал, универсализм и этничность, избранность еврейского народа как носителя Божественного откровения (в чём заключается суть Завета и чем ограничивается избранничество евреев, опровергающие антисемитские обвинения в, якобы, претензии еврейства на мировое господство) и равенство всех людей, созданных по образу и подобию Божьему, личного искупления и национального освобождения и т.д. Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев, возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до Р.Х.). В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

В развитии иудаизма принято различать три исторических периода: храмовый (до разрушения Храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). В эпоху эллинизма жрецы Иерусалимского Храма (Кохены), в руках которых было сосредоточено отправление культа, утратили руководящее положение, и религиозный авторитет перешёл к законоучителям (Софрим) и мудрецам (Хахамай). С этого времени Библейский канон, лежащий в основании иудаизма, становится объектом интенсивного толкования и комментирования, начинает формироваться свод текстов, впоследствии приобретший известность как Талмуд. В нём содержатся первые экзегезы о стержне иудаизма: амора Симлай выводит его из стиха одного из пророков «Праведник верой своей жив будет», а Хиллел, в ответ на просьбу чужестранца обратить его в еврейство в течение времени, которое он может простоять на одной ноге, формулирует как основу учения правило: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему». Тогда же сложилась Галаха, регламентировавшая жизнь еврея. Под влиянием восстаний против Рима, под властью которого, начиная с I в. по Р.Х., оказалось абсолютное большинство еврейского народа, в иудаизме оформилась вера в грядущий приход Мессии, избавителя из дома царя Давида, о котором возвещали библейские пророки. Согласно новой доктрине, Машиах должен был восстановить независимое и единое Иудейское царство и водворить всемирную справедливость.

С распространением Христианства и ислама евреи категорически отказались принять претензии более молодых религий на то, что именно в них нашла свое полное, истинное и адекватное выражение абсолютная духовная истина (пророк Мухаммед, например, утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ничто иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами). Иудаизм в целом относится к ним как к своим несовершенным дочерним религиям, призванным нести базовые элементы иудаизма народам мира («…и всё происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе». Каким образом? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие, что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.» Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4). В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли Христианство с его тринитарной и христологической догматикой идолопоклонством или же приемлемой для неевреев формой монотеизма, хотя в современном Израиле склоняются к первому варианту, признавая, что Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: в 24-ой главе Книги Деяний Апостольских во время суда над собой Апостол Павел декларирует себя как Фарисея, но от лица первосвященника и иудейских старейшин он именуется «представителем назорейской ереси».

Со временем христиане и мусульмане стали смотреть на иудаизм либо как на исторический рудимент, либо как на богоотступничество (отсюда растут корни одного из видов религиозного антисемитизма). Всё это привело к многочисленным гонениям, обрушившимся на еврейский народ вплоть до Новейшего времени. Одновременно уже в Средние Века под влиянием христианской и исламской теологии впервые предпринимаются попытки сформулировать основные принципы иудаизма. Наряду с ними получает развитие тенденция дать иудаизму философское и/или мистическое обоснование, воплотившаяся, в частности, в учении каббалы.

Эмансипация и последовавшая за ней массовая ассимиляция евреев, а также секуляризация европейских народов вызвали потребность в рациональном определении иудаизма. В этот период, наряду с традиционным иудаизмом, появляются новые течения – реформистский, ортодоксальный и консервативный иудаизм. Некоторые еврейские мыслители (М.Лацарус, Г.Коген) стали трактовать иудаизм как универсальное моральное учение, задача которого – прогресс человечества на пути к осуществлению принципов идеальной этики. Сионизм и создание Государства Израиль обострили проблему роли иудаизма в жизни еврейского народа и вызвали в израильском обществе и мировом еврействе острую дискуссию. Отношение религиозных евреев к Государству Израиль простирается от полного неприятия государства, основанного на светских принципах, до его восприятия как начала мессианской эры.

В настоящее время в иудаизме насчитывается множество течений, объединяющиеся в несколько направлений. Под названием ортодоксальный иудаизм группируются последователи классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение Галахи в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. К ортодоксальному иудаизму относятся литовская ветвь, хасидизм, модернистский ортодоксальный иудаизм, религиозный сионизм. Литваки являются классическими представителями ашкеназской части современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры (иешивы) вплоть до Второй мировой войны находились преимущественно в Литве. «Литовская школа» появилась раньше хасидизма и религиозного сионизма. Литваки являются последователями Виленского Гаона, великого еврейского ученого-талмудиста. В России литваки входят в состав Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России. Хасидизм представляет собой религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII в., первоначально как оппозиционное тогдашней иудаистской ортодоксии и внесшее в иудаизм элементы народной праздничной культуры и веселья, но ставшее с тех пор одной из самых жёстких форм ультраортодоксального иудаизма и отличающееся особой заботой о поддержании благоприятных отношений с официозом той страны, в которой хасиды проживают. В настоящее время главные центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии. Имеется значительная историческая община хасидов на Украине, в Днепропетровске. В России хасиды появились в 1990-е годы и, благодаря своей активности, быстро заняли заметное место среди русских евреев, играя большую роль в КЕРООР и в диалоге еврейской общины с российской властью. Модернистский ортодоксальный иудаизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, интегрируя их с современной культурой, гармонично сочетая Тору с окружающей действительностью, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейства.

Консервативный иудаизм возник в середине XIX века в Германии. Первые его организованные формы образовались в начале XX века в США, где он теперь, в основном, и представлен незначительными группами. Прогрессивный (реформистский) иудаизм зародился в начале XIX века на основе идей рационализма и сохранения этических заповедей при отказе от ритуальных. Движение прогрессивного иудаизма относится к либеральному крылу, настаивающему на том, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм считает себя продолжателем дела пророков Израилевых, следовавших по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему, и стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности. Желая связать современную жизнь с еврейским Учением, его последователи уверены в том, что в третьем тысячелетии еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Реконструктивистский иудаизм – ответвление, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации. Среди прочих течений надо также отметить Движение гуманистического иудаизма, Обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера, Мессианский иудаизм и движение «Евреи за Иисуса Христа».

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович
Вернуться
Rambler's Top100