|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Сионизм

Сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме и поэтического названия самого города) – еврейское идейное, общественное и политическое течение, направленное на возвращение народа на его историческую родину и создание там еврейского государства. Сионизм возник в XIX в., в период эмансипации евреев Европы, при некотором влиянии идей еврейского Просвещения (Гаскалы), испытавшего на себе глубокое воздействие европейского Просвещения. Следует различать идеологический, имеющий более длительную историю, сионизм и сионизм политический, заявивший о себе лишь в конце позапрошлого столетия. Изначально сионизм родился как религиозно-мистическая идея собирания иудеев в горнем Иерусалиме, а затем, обретя политическую форму, стал запросом евреев на обретение собственного национального государства. На этой стадии он впитал в себя как заложенную в еврейской религиозной традиции веру в возвращение в Эрец Исраэль, Землю Обетованную, так и наследие светского европейского национализма. Как идеологема национального возрождения, первоначальный сионизм складывался в атмосфере дискуссий, которые группировались, в основном, вокруг трёх тем: 1) необходимости внутреннего освобождения еврейства от наследия галута (изгнания, диаспоры), т.е. освобождения еврейского народа «изнутри», его самосторительства, 2) организации алии и киббуцианского движения и 3) императива овладения евреями современным светским знанием и формирования «нового еврея» как обычного европейца (данный тезис был первоначально выдвинут ан-тисионистски настроенным еврейством, но впоследствии сионисты переработали его в требование к личности, способной создать особе-нное, прогрессивное еврейское государство).

Выросший в такой идейной обстановке политический сионизм разделяется на три магистральных направления, каждое из которых внесло свою лепту в историю создания и в формирование современного облика Государства Израиль: два светских – левое и правое – и традиционалистское. Последнее ближе стоит к правому, но имеет ряд особенностей, не позволяющих сводить их в одно целое. Все они выделились из т.н. «общего сионизма» (не путать с позднейшим правым течением того же названия), ещё не разделённого ни на какие крылья. Его главной фигурой был Т.Герцль с книгой «Еврейское государство», где он видел таковое светским, демократическим и социально ориентированным, и ставший зачинателем и символом сионизма вообще. По его инициативе в 1897 г. в Базеле собрался первый съезд сионистов (с тех пор их прошло уже 36), где были, в частности, созданы Всемирная сионистская организация (ВСО) и Еврейский национальный фонд, предназначенный для скупки земель в Палестине под будущий национальный еврейский очаг. В подготовке, организации и финансирования первого переселенческого движения в Эрец Исраель огромную роль сыграли еврейские организации Российской империи, откуда происходили или сами будущие лидеры Израиля или их родители, в частности т.н. Палестинофильское движение р. Л.Пинскера, чем вызвано большое влияние русских евреев на характер Государства Израиль до сего дня, ещё более укрепившееся после алии советских и постсоветских евреев, приобретшей массовый характер в конце 1980-х и 1990 гг., и выборов в Кнессет в 2009 г. После сионизма Герцля первым проявил себя левый политический сионизм, сперва, естественно, постулировавший неизбежность социалистического характера будущего еврейского государства. Взгляды автора этой концепции, М.Гесса, оказали известное влияние на развитие киббуцианского движения, а также на более поздние и умеренные теории левого характера, – в частности, «трудовой сионизм» А.Д.Гордона.

Правое крыло сионистского движения видело Израиль буржуазно-демократическим государством, учитывающим особенности еврейского народа, но свободным и от теократии, и от левых перегибов («Общие сионисты»). Его более радикальная ветвь (ревизионистский сионизм В.Жаботинского), развившаяся уже в Палестине в период британского мандата, единственная выступила в пользу вооружённой борьбы за независимость и реализовала этот принцип против арабских националистов и британской администрации.

Традиционалистское течение политического сионизма включает в себя два важнейших ответвления. Религиозный сионизм считает, что в перспективе Израиль должен вернуться к теократической форме общественного устройства, следующего требованиям Торы и Талмуда. Основатель существующей по сей день религиозной партии Мизрахи р. Соловейчик говорил, что сотрудничество с прочими сионистами возможно только на первом этапе, а затем религиозные евреи освободятся от их, как Праотец Авраам перед жертвоприношением оставил ослов и слуг у подножия горы. Часть традиционалистски настроенных сионистов выступала за немедленное массовое переселение евреев в Палестину. Другие, как основатель духовного или культурного сионизма р. Ахад-га-ам (А.Гринцберг), предложивший более широкую трактовку еврейской традиции как охватывающей не только Законы Торы, но всё, что было создано еврейской культурой за её многотысячелетнюю историю, стояли за серьёзную подготовку кандидатов на возвращение к этому акту.

Отцы-основатели Государства Израиль принадлежали, главным образом, к числу левых сионистов. Они же (Д.Бен-Гурион и др.) правили им в течение многих лет. Они прибыли на свою историческую родину, чтобы создать здесь светское демократическое государство, и в романтическом настроении принести своим братьям-арабам самые передовые достижения европейской науки и техники и вместе с ними построить общую счастливую жизнь на основах равенства и социальной справедливости. Первая часть их плана, в общем, удалась, а вторая потерпела сокрушительное фиаско, разбившись о разницу в ценностях индустриальной, у евреев (технологии), и сельской, у арабов (земля и вода), цивилизаций. Религиозный сионизм строго следит за тем, чтобы сохранение еврейским государством его национального характера обеспечивалось соблюдением обществом в целом важных конфессиональных требований. Правые сионисты, признавая значимость эффективного функционирования механизмов социальной защиты, всегда направляли и направляют свои основные усилия на поддержание в стране экономического климата и общественных настроений, благоприятных для развития потенциалов среднего класса и крупного капитала.

Идеи и практика сионизма вызывали в прошлом и продолжают вызывать теперь резкое неприятие. Например, накануне образования Государства Израиль против его создания и признания, как аргумента в пользу его необходимости, факта Холокоста были Великобритания и Франция. СССР, занимавший на этом этапе произраильскую позицию, затем быстро и круто её изменил.

Подобные политические виражи и антисионистские тенденции имеют свои отдельные конкретно-исторические объяснения. Ещё на заре сионизма ряд раввинов обратился к евреям с требованием не только молиться о возвращении в Эрец Исраэль, но и предпринимать для этого активные конструктивные действия – самоорганизовываться, собирать средства, упорно трудиться, обустраивая Землю Обетованную, возрождать иврит как живой национальный язык. Ответом на эти призывы стал поныне процветающий политический антисемитизм, обвинивший евреев в том, что они, аккумулируя заработанные ими ресурсы для решения своих национальных целей, тем самым, якобы, злонамеренно отвлекают их от развития стран их пребывания и оказывают чуждое и разрушительное воздействие на экономику, политику и общественную жизнь европейских наций. Сталин возненавидел Израиль, т.к. его лидеры после образования государства отказались поставить его под жёсткий контроль СССР. Впоследствии активное противодействие Израиля и его союзников, прежде всего США, советской антиизраильской политике интерпретировалось в Советском союзе как часть всемирного заговора финансового капитала и агрессивных военных кругов против мировой системы социализма. В арабо-израильских отношениях крайне негативную роль сыграли уже общие корни политического сионизма и арабского национализма. Идея арабской нации и возрождения арабской национальной государственности также имела у своих истоков арабское Просвещение (ан-Нахда), развившееся под европейским влиянием. Кроме того, Палестина, естественно, имела для сионистов особое значение, но сирийско-палестинский регион стал колыбелью и арабского Просвещения и арабского национализма, что предопределило идеологическое противостояние арабов с сионистами. Свою роль сыграл и целый ряд ошибок сионистов на пути к еврейскому государству и в период его существования. Последователи В.Жаботинского пошли на вооружённые столкновения с арабскими националистами, а в дальнейшем израильтяне не избежали некоторого использования колониальных практик. Религиозные сионисты, и часть правых, жёстко настаивают на эксклюзивных правах евреев на всю их библейскую родину, что разжигает в арабском мире как антиизраильские вообще, так и антисионистские, в частности, настроения. В результате, при активном содействии СССР, на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1975 г.) была принята неоднозначно воспринятая международным сообществом и отменённая 16 декабря 1991 г. тем же органом резолюция, квалифицировавшая сионизм как форму расизма и расовой дискриминации.

В последнее время израильская научная школа «новых историков и социологов» поставила под сомнение совместимость определения Израиля как еврейского государства с демократическими принципами его устройства и стала рассматривать историю его создания как классический колониально-поселенческий проект, смыкаясь в этом с точкой зрения советских и палестинских авторов на арабскую сторону, как жертву сионистской агрессии. Труды «постсионистских» исследователей оживили за пределами Израиля, в частности в Иране и Сирии, и критику сионизма, как такового.

Сейчас в мире существует множество общественных и правительственных (в последнем случае – израильских) еврейских организаций, располагающих собственными финансовыми возможностями, направляемыми ими как на обустройство еврейской жизни в рассеянии, так и на репатриацию евреев. Часть из них существует исключительно на частные пожертвования, другие пользуются и государственной поддержкой, одни из них располагают на личном уровне обширными связями в политических кругах, иные – нет. Но все они сосредоточивают свои усилия на своих уставных целях. Сионистскими среди них могут быть признаны только те, что пропагандируют иммиграцию евреев в Израиль и содействуют ей. Зонтичной для них является ВСО. Многочисленные школы, ВУЗы, курсы, летние лагеря и проч., только знакомящие слушателей по всему свету – евреев и неевреев – с историей, культурой и языком древнего и современного Израиля не несут в себе сионистской сути. Хотя сионизм вновь стал предметом активных дискуссий в израильском обществе, он получил в 2004 г. новую (Иерусалимскую) программу, сохранился во всех своих формах, включая поселенческое движение и призывы расширить границы государства от Нила до Евфрата, и остаётся куда сильнее «постсионизма», будучи важным фактором и в мировом еврействе, где действует сеть сионистских федераций, и в политической и социальной жизни Израиля, и на всём Ближнем Востоке.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович
Вернуться
Rambler's Top100