|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Католицизм

Католицизм – одно из трех главных направлений Христианства, со своей системой догматов, учреждений, канонов и обрядов, окончательно отколовшееся от единой Христианской Церкви в 1054 году в результате длившихся много столетий и постоянно обострявшихся разногласий и расхождений между Римом и Константинополем. Для католицизма характерны ряд догматических (о Первородном Грехе как утрате первобытной праведности; о главенстве в Христианской Церкви, кроме Христа, папы римского и непогрешимости последнего; наличие в учении о загробной жизни, наряду с Адом и Раем, Чистилища, что привело к коммерциализации отпущения грехов Ватиканом и др.), культовых (нечёткое разделение двух частей литургии; особое значение культа святых; подчёркнутый культ Богородицы; наличие, кроме общехристианских, ряда своих великих праздников – Тела Господня, Святейшего Сердца Иисусова и проч.) и канонических (включение в корпус Священного Предания решений соборов католической церкви и официальных документов пап; запрет на публичное чтение Библии мирянами; безбрачие всего клира и запрет на выход из духовного звания; раздельное причащение клира и мирян; лишение причастия младенцев; миропомазание мирян только епископом, не ранее достижения ими восьмилетнего возраста, и лишь чела помазываемого; фактическая отмена постов и т.д.) особенностей, а также приоритет административных вопросов – поддержания прочности жёсткой иерархии и исключительного положения духовенства в его взаимоотношениях с паствой, вызванный достаточно рано возникшей необходимостью выживать преимущественно в захватившей его территории варварской среде – перед всеми остальными задачами церкви. Как наместник Христа на земле, папа является полноправным монархом, повелителем католической церкви, источником в ней духовной благодати, верховным судьёй и воплощает в себе все права церковной иерархии.

В настоящее время в мире насчитывается более миллиарда католиков. Они составляют большинство верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Литве, в государствах Центральной и Южной Америки, на Кубе и Филиппинах. Начиная с 1990-х годов, католики стали самой многочисленной религиозной общиной и в США, они составляют половину всех верующих Германии, достаточно весомо представлены в Африке и на Ближнем Востоке, а в остальной Азии присутствуют фрагментарно. Заметные общины католиков имеются в Западной Белоруссии и Украине, а в России – в Смоленской области, Москве, Санкт-Петербурге, ряде «ссыльных» регионов Сибири и Дальнего Востока. После распада СССР число католиков в России, в том числе за счёт новообращённых, несколько увеличилось.

Благодаря тому, что святой престол католической церкви сочетает в себе функции религиозного центра и папского государства, Ватикан исторически пользуется большим идеологическим, политическим и экономическим влиянием на мировые процессы. В руках римской курии сосредоточены значительные денежные и иные материальные активы, она ведёт активную экономическую и финансовую деятельность. Политическая сила Ватикана опирается, прежде всего, на строгую централизацию церковной организации, плотно взаимодействующей с существующими по всему миру католическими партиями, профсоюзами, женскими и молодёжными организациями, а его идеологическое влияние, помимо авторитетных представителей клира, – на учебные заведения, исследовательские институты, прессу, издательства и проч.

Одной из главных причин раскола католической церкви с Православием была её чрезмерная увлечённость материальным богатством и, соответственно, её преимущественная устремлённость в непосредственное участие в мирских делах. Отличающая католицизм традиция прямого контроля над всеми сторонами светской жизни получила название клерикализма и вызвала широкое протестное движение в западных обществах, приведшее сначала к Реформации, а затем к идеям Просвещения и последовавшей за ними эмансипации Запада от религии. В настоящее время эта «светскость» католицизма представляет собой его и силу, и слабость. С одной стороны, она обеспечивает ему не только экономическую независимость, но и автономную роль в процессах глобализации, активное участие во всех дискуссиях по наиболее актуальным мировым проблемам, деятельное присутствие в обеспечении поддержания мирного развития человечества и мирового порядка. С другой, – католическая церковь не избежала сотрудничества с нацизмом, а после покаяния в нём,– слишком стремительного обновления, чрезмерного снисхождения к человеческим слабостям. Положения не спасает даже усиление, в понтификат Иоанна-Павла II и Бенедикта XVI, её консервативного крыла. Напряжение между её «либералами» и «ортодоксами», «централистами» и «автономистами», представленными, в частности, епископатом Латинской Америки, постоянно растёт. Её наиболее материально могущественная епархия – США – на протяжении последних десятилетий неоднократно шантажировала Рим угрозой раскола.

Особая роль в истории католицизма принадлежит монашеским орденам. Одни из них, как доминиканцы (следящие до появления иезуитов также и за строгим соблюдением догматов) и францисканцы, возникали ради воплощения в жизни канонов истинной христианской общины и распространения, а также развития, с их помощью вероучения. Другие имели рыцарско-монашеский характер и должны были либо обеспечивать приют и лечение раненых (госпитальеры), либо защищать святыни Христианства на Ближнем Востоке (тамплиеры). Третьи были призваны следить за чистотой веры (иезуиты, Опус Деи). Но все они обладали разветвлёнными сетями своих обителей и составляли, наряду с обычными епархиями и приходами, мощную административную опору Рима на местах. Сохранившиеся до сих пор и вновь образуемые ордена теперь сосредоточены, главным образом, на богословской, а также благотворительной и гуманитарной деятельности (как Орден Милосердия, основанный Матерью Терезой – ныне Св. Терезой Калькуттской). Отношения Ватикана с орденами, располагающими автономной административной силой, не всегда были простыми. Выросшие в фактически параллельную папской структуру тамплиеры были разгромлены Римом в союзе с французской короной. Сложной была история иезуитов, пока они не предложили свои услуги в качестве столпа Святой Инквизиции, а после прекращения жестокой борьбы с еретиками папы сделали всё, чтобы вновь ограничить возможности ордена. Не затихают споры вокруг созданного в середине ХХ в. Опус Деи. Госпитальеры постепенно трансформировались в Мальтийский орден, занимающийся ныне сугубо светскими проблемами. Иезуиты нашли себя в образовательных и научных проектах: на них опираются миссионерские центры и знаменитые своими результатами папские исследовательские институты по всему миру. Благодаря весьма заметным достижениям в сфере их компетенции, ордена и сейчас в значительной степени обеспечивают сохранение и преумножение привлекательности и влияния католичества не только в религиозных кругах, но и в международном сообществе в целом.

Особую часть католицизма составляют католические церкви восточного обряда (греко-католики; армяно-католики и др.). Они полностью признают католическую догматику, но имеют ряд Богослужебных и канонических отличий (чёткое разделение двух частей литургии; язык Богослужения; женатое духовенство; ношение бороды клиром и т.д.). Эти церкви объединены в пять основных обрядов: Византийский, Армянский, Сиро-антиохийский, Ассиро-халдейский, Александрийский. В СССР греко-католики, живущие, в основном, в западных областях Украины и Белоруссии, подвергались гонениям из-за нежелания коммунистов иметь на территории государства приходы, управляемые из-за рубежа. Их общины загонялись в подполье, храмы насильственно закрывались или передавались РПЦ. После обретения независимости на Украине прошёл обратный процесс силового возврата греко-католикам церковной собственности и преследования исповедания Православия.

Католицизм поддерживает интенсивный диалог с миром как верующих (исламом, иудаизмом, в области межхристианского взаимодействия), так и неверующих по наиболее жгучим вопросам современности – научным, социальным, миротворческим, индивидуальной нравственности и общественной морали и т.д. Благодаря этому, а также насыщенности проблемами социального служения и морали деятельности клира, монашествующих, князей церкви и пастырских поездок наместника Св. Петра по Старому и Новому Свету, авторитет папы, католической церкви и государства Ватикан в настоящее время по-прежнему очень высок. Наметившийся в период глобального кризиса интерес к возрождению доминирующей роли высоких моральных стандартов в политике и бизнесе открывает новые перспективы распространения идеалов христианской демократии и усиления влияния католических партий на национальную и мировую политику.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович
Вернуться
Rambler's Top100