|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Реформирование мировой финансовой системы

Вопрос о необходимости реформирования мировой финансовой системы встал на повестку дня в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. Проблема реформирования системы разделяется на несколько составляющих: диверсификация и укрепление системы резервных и расчетных валют; реформирование мировых финансовых институтов; усиление регулирования мировых финансовых рынков и координация деятельности центральных банков ведущих экономических игроков.

Одним из краеугольных принципов новой валютной системы может стать создание валютных зон. В этой связи необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны с региональными резервными валютами.

В перспективе такими зонами могут стать: рублевая зона (Россия, ЕврАзЭС и отдельные страны СНГ); зона юаня или йены (Китай, Япония, страны АСЕАН и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона); валютная зона Латинской Америки на базе стран-участниц МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Венесуэла) и стран Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор); зона "золотого динара" - арабские страны Ближнего и Среднего Востока и другие мусульманские государства. Появление региональных резервных и расчетных валют, наряду с долларом США и евро, смогут значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы.

Существуют и более радикальные и спорные предложения в отношении реформирования валютной составляющей мировой финансовой системы:  предложение об установлении фиксированных валютных курсов и о возможном возврате к золотому или золотовалютному (золотодевизному) стандарту, который был бы реальным обеспечением устойчивости национальных валют большинства стран мира.

В период кризиса проявились серьезные изъяны в мировой банковской системе, в том числе в деятельности международных финансовых организаций. В настоящее время в системах управления МВФ и Всемирным Банком существует ряд проблем легитимности и репрезентативности:

  • В этих институтах недостаточно широко представлены развивающиеся страны;
  • Позиции стран с быстрорастущими экономиками и золотовалютными резервами не отражают их сегодняшнее политическое и экономическое влияние;
  • Развитые страны по-прежнему имеют слишком большую долю голосов.

Система управления Всемирным Банком и Международным валютным фондом требует глубокого реформирования. Основной функцией МВФ должно быть предупреждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их ликвидации и, тем более, не навязывание странам-реципиентам помощи либеральной экономической модели вне зависимости от степени их готовности к ее принятию.

Базельскому комитету по банковскому регулированию, исходя из уроков нынешнего финансового кризиса, предлагается внести существенные коррективы в основополагающие принципы и соглашения в плане ужесточения нормативно-правовой базы регулирования и надзора за деятельностью банковских институтов во всех странах мира. Необходима разработка глобальных стандартов для деятельности финансовых институтов во всех странах мира. Необходимо совершенствовать систему регулирования и контроля в системообразующих секторах финансового рынка. Особенно это касается деятельности хедж-фондов, внебиржевой торговли деривативами, рейтинговых агентств и др.

Более тесной должна стать координация денежно-кредитной политики между Центральными банками ведущих стран мира по выработке единых подходов к установлению уровня ставки рефинансирования, кредитной, курсовой и антиинфляционной политике.

Банкротство известных коммерческих и инвестиционных банков в период финансового кризиса поставило под сомнение эффективность и объективность деятельности многих мировых рейтинговых агентств, призванных официально подтверждать финансовую состоятельность и надежность, как финансовых институтов, так и суверенных государств. Очевидно, эти организации также требуют реформирования, в том числе увеличения юридической и уголовной ответственности за результаты их деятельности. Рейтинговые агентства должны уменьшать, а не увеличивать финансовые риски.

Назрела необходимость создания системы, регулирующей движение капитала в глобальной экономике, в том числе деятельность оффшорных центров, принципы трансграничных слияний и поглощений и др.

Одной из основных причин фондового кризиса стала значительная перекапитализации мировой экономики. Капиталоемкость мирового ВВП в 2007 г. составила около 120%, что значительно превышает допустимые пределы. При этом в общем объеме капитала значительно возросла доля не реального, а спекулятивного капитала. По некоторым оценкам, выпуск производных финансовых инструментов, различного рода деривативов в 2008 г. составил около 63 трлн. долл. США, что сравнимо со стоимостью реального мирового ВВП. В этой связи целесообразна разработка системы мер по защите фондового рынка от масштабных спекуляций. Необходимо найти механизмы, которые не допускали бы разрастание фондовых "пузырей" до критических размеров, разрушающих нормальное функционирование мирового рынка капиталов.

Братерский Максим Владимирович
Вернуться
Rambler's Top100