Проблема энергетического и водного снабжения экономик стран Центральной Азии осталась в наследство Узбекистану, Казахстану, Киргизии и Таджикистану с советского периода. Общая энергосистема и единая система водопользования исчезла вместе с СССР. Решая проблему ирригации Узбекистана и южных областей Казахстана, советское руководство не смогло решить дилемму «вода = энергия». Результатом провала данной политики стало исчезновения Аральского моря и региональная экологическая катастрофа. Планы советского руководства по переброске в регион Центральной Азии вод сибирских рек оказались жестом отчаяния и не были реализованы.
В годы независимости (после 1991 г.) энергетическое и водное хозяйство, прежде всего Таджикистана и Киргизии, тяжело пострадало от политической нестабильности (гражданская война в Таджикистане), потери специалистов, отсутствия технического обслуживания оборудования ГЭС. Ряд энергетических строек, включая Рогунскую ГЭС, оказались замороженными. Согласовать общую водно-энергетическую политику региона оказалось затруднительно.
Использование водных ресурсов Памира в зимний период для выработки электроэнергии каскадами высокогорных ГЭС регулярно приводит к водному дефициту в летний период. Летом низкий уровень воды в горных водохранилищах сказывается на урожайности хлопка и зерновых в Узбекистане и Казахстане. В среднем за последние годы урожайность в нижнем течении основных рек Центральной Азии Амударьи и Сырдарьи снизилась на 20%. С 2007-2008 года проблема энергодефицита негативно сказалась на экономике Таджикистана и Киргизии. Промышленность и гражданский сектор получали электроэнергию 3-4 часа в сутки. Деятельность Объединенной энергосистемы Центральной Азии (ОЭС ЦА) из-за несогласованности энергетической политики стран-участниц, испытывает постоянные перегрузки.
Водно-энергетический кризис провоцирует напряженность в региональных межгосударственных отношениях. Попытки решать данную проблему на региональном уровне оказываются несостоятельными. Нарастает энергетический сепаратизм. Попытки обсуждения данной проблемы приводят к противостоянию Узбекистана и Казахстана с одной стороны и Киргизии с Таджикистаном с другой стороны. В результате консервируется ситуация, когда экономики всех стран региона продолжают страдают от кризиса.
Остается нерешенным вопрос о платежах за воду. Страны нижнего течения рек Нарына и Нурека отказываются платить за водные ресурсы, направляемые на ирригацию сельскохозяйственных угодий. Бишкек и Душанбе, монополизируя водные ресурсы, имеют возможность оказывать давление на своих более экономически развитых соседей – Казахстан и Узбекистан. Со своей стороны, Астана и Ташкент, являясь монопольными поставщиками в Киргизию и Таджикистан природного газа, не раз использовали газ в качество рычага давления на горные республики.
Позиция Ташкента в водно-энергетическом кризисе однозначна: по причине высокой зависимости Казахстана и Узбекистана от водных ресурсов высокогорья, Бишкек и Душанбе должны согласовывать свои энергетические планы с Астаной и Ташкентом.
В дискуссию о путях выхода из кризиса втянута Россия. Поддержка в 2008 году на саммите в Ташкенте российским руководством позиции Узбекистана резко обострили отношения между Москвой и Душанбе. Таджикское руководство отстаивает свое право на достройку Камбаратинской ГЭС-2 и ГЭС-1, в сооружении которых участвуют российские кампании. Проблематичным остается вопрос о Рогунской ГЭС.
Надежды Киргизии и Таджикистана на внешние инвестиции в энергетический комплекс этих стран в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. не оправдались. Кроме того, за ХХ век сократилась на 25-35% площадь ледников в горах, что означает абсолютное сокращение водного ресурса региона.
Остающиеся водные ресурсы расходуются нерационально. Потери воды во время полива достигают 80%, большая часть населения республик Центральной Азии испытывают проблемы с доступом к питьевой воде. Повышаются риски продовольственной нестабильности. Водно-энергетический кризис является одной из причин нарастания социально-экономической и политической нестабильности в регионе.
Решение водно-энергетической проблемы Центральной Азии является важной частью задач СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, находится под пристальным вниманием ООН.
|