|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Палестинский вопрос: современное состояние

Первая из кардинальных проблем, препятствующих урегулированию палестинского конфликта – это статус Иерусалима, провозглашенного израильским кнессетом вечной, единой и неделимой столицей еврейского государства в то время, как палестинцы – как и все арабы и мусульмане вообще – убеждены в необходимости утверждения в этом городе столицы арабского государства. На земле нет города, имеющего такое огромное символическое значение. Помимо величайших христианских святынь, там расположены главные святыни иудейской религии (Стена плача, оставшаяся от разрушенного римлянами храма) и ислама (две мечети – Аль-Акса и Мечеть Купола скалы). Как создать на одной земле столицы двух государств – над этим вопросом политики и эксперты бьются десятилетиями.

Второй фактор – вопрос о еврейских поселениях на Западном Берегу, являющийся одновременно и вопросом о границах будущего палестинского государства. Эти поселения стали строиться после оккупации 1967 г., сейчас их более 200, в них проживает свыше 200 тыс. евреев. Максимум, на что Израиль согласен пойти – демонтаж ряда поселений за исключением двух больших блоков, расположенных вблизи Иерусалима, но арабы, считающие существование всех вообще еврейских поселений формой оккупации их земли, не склонны принять такой вариант. При этом они опираются на резолюцию 242 Совета Безопасности ООН, требовавшую вывода израильских войск с оккупированных в 1967 г. территорий (а к ним относится и Восточный Иерусалим). По существу все последующие планы урегулирования, включая «дорожную карту» (проект, выдвинутый «квартетом», назначенным ООН для решения данной проблемы и состоящим из представителей ООН, США, ЕС и России), базируются на этой резолюции, в развитие которой и была выдвинута известная формула «Земля в обмен на мир». Преобладающая часть израильтян, однако, убеждена в том, что эта формула себя совершенно не оправдала: отдавая землю, получают взамен не мир, а господство на отданной территории наиболее экстремистских и воинственных палестинских фракций (пример – Газа, отдав которую израильтяне получили рядом с собой территорию, управляемую исламистской группировкой ХАМАС, которая в принципе не признает законность еврейского государства).

И третья проблема касается палестинских беженцев, живущих в соседних арабских странах и существующих за счет ООН; зарегистрированных беженцев, проживающих в 32 лагерях, насчитывается около 2,5 миллионов человек. Согласно решению ООН они должны иметь право вернуться в Палестину, причем многие из них – на нынешнюю территорию Израиля. Несомненно, ни одно израильское правительство на это не пойдет, ибо если даже в Израиль въедет хотя бы половина этого контингента, вследствие различия в уровнях рождаемости через короткий срок еврейское государство перестанет быть таковым. В Израиле считают, что те беженцы, которые захотят вернуться в Палестину, должны быть размещены на территории арабского палестинского государства, даже если они или их предки родом с земель, вошедших в 1948 г. в состав Израиля. Можно сказать, что если первые два вопроса – о Иерусалиме и еврейских поселениях – еще могли бы быть в принципе решены, если бы не тотальное взаимное недоверие, то проблема беженцев представляется абсолютно тупиковой. Трудно представить себе такую палестинскую власть, которая могла бы отказаться от принципа полного возвращения беженцев; это немедленно было бы расценено как предательство.

Таковы три центральных проблемы, невозможность решения которых привела к провалу встречи Арафата, Барака и Клинтона в 2000 г, и которые до сегодняшнего дня остаются камнем преткновения. Палестинцев и израильтян охватило разочарование и ощущение обманутых ожиданий, взаимная неприязнь резко обострилась, возникли условия для возврата к силовому противостоянию. Через несколько месяцев началась вторая палестинская «интифада», на этот раз полностью вооруженная, с участием нового элемента – акций смертников – «шахидов». «Путь Осло» зашел в туник.

На выборах в палестинский парламент в 2006 г. победу одержал ХАМАС, который сформировал правительство во главе с Исмаилом Хание. сделавшим своей резиденцией город Газу, но главой Палестинской национальной администрации остался тоже законно избранный преемник умершего Арафата Махмуд Аббас. Раскол между двумя палестинскими фракциями, одна из которых доминирует в Газе, а другая – на Западном Берегу, стал окончательным в 2007 г. когда в результате уличных боев ХАМАС разбил отряды ФАТХа и монополизировал власть в секторе Газа. Израильское руководство по согласованию с госдепартаментом США решило подорвать власть ХАМАСа путем предоставления крупных финансовых средств (в том числе иностранных) Западному Берегу с тем, чтобы превратить его в благополучную, экономически развитую территорию, а сектор Газа дискриминировать, периодически закрывая пропускные пункты, через которые туда из Израиля шли все необходимые товары, время от времени перекрывая доступ электричества и топлива. Расчет был на то, что население Газы, видя такой контраст, взбунтуется против ХАМАСа. Но этот план потерпел неудачу: палестинцы Газы, терпя все большие лишения, винили в этом не ХАМАС, а Израиль и Америку. В 2008 г. ХАМАС согласился на шестимесячное перемирие, но уже через четыре месяца объявил о его прекращении и начал посылать на приграничные израильские города сотни ракет. Запуски самодельных неуправляемых ракет «Кассам» имели место и до этого: за семь лет было выпущено 10 тысяч ракет, погибло 32 гражданина Израиля. Теперь, в декабре 2008 г., стали запускать уже и ракеты «Град» с гораздо большей дальностью. Возмущенное израильское население требовало от правительства принять меры, и кабинет Эхуда Ольмерта, учитывая приближающиеся выборы в парламент, решил осуществить военную операцию. Воздушные налеты на Газу начались 27 декабря 2008 г., а через неделю последовало наземное вторжение. Вся операция продолжалась 22 дня, результатом были, наряду с разгромом значительной части военной инфраструктуры ХАМАСа, огромные разрушения жилых кварталов и многочисленные жертвы среди мирного населения в то время, как израильская армия потеряла убитыми 10 человек. Правительство объявило об одностороннем прекращении огня (как раз накануне инаугурации Барака Обамы) и вывело из сектора Газа войска. Обе стороны объявили о своей победе.

«Новогодняя операция» Израиля достигла цели лишь в том смысле, что прекратились ракетные обстрелы с территории Газы, но ХАМАС как политическая сила не только уцелел, но и укрепил свои позиции среди палестинского населения, приобретя ореол героя. В то же время авторитет лидера ФАТХа Махмуда Аббаса существенно упал, так как он был обвинен в пособничестве Израилю. В целом ситуация стала выглядеть совсем безвыходной: игнорировать ХАМАС, не считаться с ним или продолжать попытки устранить его бесполезно, но включить его в переговорный процесс, который непременно должен возобновить новый президент США – значит реализовать проект создания объединенного правительства, в котором, однако, ХАМАС с его вновь подтвержденной репутацией бесстрашного борца с оккупантами может подорвать позиции «умеренных», представленных ФАТХом. Не исключено даже, что ХАМАС станет доминирующей силой и на Западном Берегу, что для Израиля совершенно неприемлемо, так как с этой территории новые ракеты большого радиуса действия, которые, как полагают израильтяне, хамасовцы могут получить от Ирана, будут представлять угрозу жизненно важным центрам государства. Поэтому новое правительство Израиля, сформированное после выборов в феврале 2009 г. может решить вообще отказаться от плана создания палестинского государства и «оставить все как есть», что равносильно сохранению израильской оккупации Западного Берега на неопределенно долгий срок, а это связано с большими негативными последствиями для Израиля как во внутреннем, так и в международном плане.

Мирский Георгий Ильич
Вернуться
Rambler's Top100