Международное право – система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Субъектами международного права могут выступать также международные организации. Источниками международного права являются международные договоры и признанные государствами обычаи. Поскольку над суверенными государствами нет наднациональной власти, международное право является правом между государствами, а не над ними.
Международное право в большинстве его норм, которые признаны всеми государствами мира, является универсальным. В части, признаваемой не всеми, но большинством стран мира, оно называется общим. Нормы международного права, установленные странами одного региона, создают региональное международное право. Нормы, установленные государствами в какой-либо области, например, в энергетике, или в области добычи и сбыта нефти, в мореплавании или воздушном сообщении, называются отраслевыми. Нормы, устанавливающие права и обязанности между двумя государствами, содержатся в многочисленных двусторонних договорах.
Принципы международного права – это основные нормы, которые определяют его характер и создают опору для других его норм и институтов, способствуя устойчивости международных отношений. Они являются фундаментом международного правопорядка. Нарушение основных принципов международного права затрагивает права и интересы большинства других участников международного сообщества. В настоящее время центральной частью международного права является Устав ООН, содержащий основные принципы современных международных отношений, обязательные для исполнения всеми странами и обладающие верховенством по отношению ко всем остальным нормам международного права.
По Уставу ООН государства обязались развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, соблюдать принцип суверенного равенства всех членов ООН, разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Кроме того, Устав ООН утвердил принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер на основании Устава).
Основные принципы Устава ООН были подтверждены и развернуты в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (24 октября 1970 г.), а в дальнейшем – в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году в г. Хельсинки.
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (24 октября 1970 года) предусматривалось, что:
- Государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.
- Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Государства обязаны в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Все вышеуказанные принципы неоднократно подтверждались в других декларациях, конвенциях и иных основополагающих документах, содержащихся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. При этом было установлено, что при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. В нормах международного права определены основные понятия и институты международных отношений, а также связанные с ними права и обязанности государств и международных организаций. Они содержат определение государства, как субъекта международного права, его суверенитета, территории, населения, и понятия правопреемства государств, их международно-правовой ответственности. Эти нормы определяют также институты международного договора, переговоров, посредничества, международных конфликтов, мирного урегулирования споров, представляющие собой методы осуществления отношений между государствами.
В системе норм международного права различают отрасли, в которых группируются нормы, относящиеся к отдельным областям международного регулирования:
- дипломатическое и консульское право регулирует представительские отношения государств и правила обслуживания граждан и торгово-экономических организаций заграницей,
- в области международной безопасности и разоружения нормы международного права определяют порядок и гарантии поддержания международного мира,
- морское право регламентирует режим морских пространств и их использования,
- воздушное право определяет права и обязанности государств в связи с воздушными сообщениями,
- космическое право определяет порядок исследования и эксплуатации космического пространства,
- международное гуманитарное право закрепляет и содействует развитию прав человека,
- отдельную отрасль составляют нормы, определяющие порядок экономического и научно-технического сотрудничества государств, международно-правовой охраны окружающей среды и др.
Международное право всегда неразрывно связано с политикой государств. Оно является продолжением их политики, закрепленной на определенный, нередко очень продолжительный период, в виде норм, которые создают юридическую обязанность этих государств действовать именно так, как они договорились в своих соглашениях. На протяжении всей истории международного права в его основе находится принцип, который древние римляне сформулировали как “pacta sunt servanda” – «договоры должны соблюдаться». В отличие от положения внутри государства, где соблюдение права обеспечивается государственным аппаратом, в международных отношениях, где нет надгосударственной власти, государства вынуждены при нарушении их прав брать их защиту в собственные руки. При этом они обращаются за поддержкой к другим государствам, заинтересованным в сохранении авторитета и действенности международного права, чтобы совместно прибегнуть к санкциям или иным принудительным мерам для восстановления нарушенных прав. В настоящее время эти действия государств регламентируются Уставом ООН. Будучи тесно связанным с политикой, международное право само являлось в прошлом и в настоящее время остается полем острой политической борьбы различных групп государств за развитие и применение его институтов и норм в соответствии с их интересами. В эпоху Древнего Рима международное право отражало существовавшие в то время отношения гегемонии Древнего Рима и подчиненных ему народов, в средние века оно определяло отношения государств – сюзеренов и вассалов, а в более позднее время – взаимоотношения европейских монархий друг с другом. В ХХ веке произошла значительная демократизация международных отношений, и, тем не менее, на рубеже ХХ и ХХI веков некоторые наиболее развитые государства стремятся ограничить действие суверенитета других стран, утверждая, что в эпоху глобализации границы между странами стираются. Некоторые державы и группы государств (НАТО) претендуют на исключительное право поддерживать порядок и демократию западного образца в различных районах мира. Под предлогом «гуманитарной интервенции» они готовы вмешиваться во внутренние дела других стран, выступая в роли международного полицейского. Нередко «борьба за право» проходит по линии раздела интересов стран развитого Севера и развивающегося Юга. Не ушли в прошлое и попытки отдельных государств игнорировать нормы международного права, а иногда и прямо нарушать их.
Основой для сохранения мира служит международно-правовая система, предусмотренная в Уставе ООН. На Совет Безопасности ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту задачу, Совет Безопасности действует от имени всех государств-членов ООН. ООН вправе «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Реализм, заложенный в Уставе ООН, заключается в том, что в состав Совета Безопасности, уполномоченного принимать такие меры, вплоть до принудительных, входят пять великих держав – постоянных членов Совета, которые, при условии их согласия, в состоянии обеспечить выполнение поставленных перед ООН задач по поддержанию мира. Вместе с тем в ООН действует демократическая система ежегодного обсуждения всех мировых проблем в главном органе – на Генеральной Ассамблее, где все государства – члены участвуют в принятии рекомендательных решений с правом голоса на основе принципа их суверенного равенства. Эта система ООН, хотя и нуждается в постоянной актуализации, в целом является наиболее продвинутым этапом развития современного международного права. В соответствии с принципами Устава ООН государства выработали и ввели в действие многие договоры, определяющие сегодняшнее состояние международных отношений. К таким важнейшим договорам относятся соглашения между Россией (СССР) и США о сокращении стратегических вооружений, Договор о нераспространении ядерного оружия, договоры о запрещении ядерных испытаний, соглашения о неразмещении ядерного оружия в космосе, договор об Антарктике, соглашения о безъядерных зонах в различных регионах мира, договоры о НАТО, СНГ, Европейском сообществе, договоры о региональных интеграционных объединениях, Заключительный акт ОБСЕ, Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях, уставы специализированных учреждений ООН, Всеобщая декларация прав человека, пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., соглашения по охране окружающей среды и природных ресурсов и др.
Перечисленные и многие другие соглашения и декларации, а также решения ООН и её международных организаций, обычаи, признаваемые в качестве правовых норм, и решения международных судебных органов образуют общую систему международного права, в рамках которой сегодня осуществляются международные отношения.
Вместе с тем, следует отметить, что международно-правовая основа современных международных отношений оказалась сегодня в кризисе. Мировой порядок, основанный на международном праве, по существу был разрушен еще в 1999 году агрессивным нападением НАТО на Югославию. Поэтому действия международных террористов против самих США 11 сентября 2001 года, строго говоря, произошли уже в ситуации рухнувшего мирового порядка, когда нарушать, с точки зрения права, уже было нечего. Иными словами, террористы действовали на основе реального прецедента 1999 года, в целом принятого и одобренного мировым «цивилизованным» сообществом. В свою очередь, и военные действия антитеррористической коалиции, возглавляемой США, происходят в условиях, когда мировой порядок, основанный на международном праве, уже давно не действует. Кроме того, США четко просигнализировали, что ни СБ ООН, ни ОБСЕ, ни другие международные организации, способные обеспечить правовую основу для совершаемых ими – пусть справедливых – действий, им не нужны. Еще более прискорбно, что с этим по существу согласились и все прочие государства-члены международного сообщества, включая Россию. В результате сегодня весь мир, включая арабский Восток, лишний раз убедился в том, что человечество вступило в новый век, в котором, как и раньше, главенствующими являются не принципы разума и гуманизма, и даже не нормы международного права, а фактор силы, который делает мир еще более хрупким и беззащитным.
Таким образом, роль международного права, его моральный авторитет и моральный авторитет международных организаций, включая ООН, были подорваны в первую очередь действиями США в Югославии и в Ираке. Это многим внушило подозрение, что на самом деле международное право носит лишь декларативный характер и не является источником силы. Право в настоящее время санкционируется силой. Есть сила – есть и право. Но такое положение недопустимо и заставляет задуматься о переоценке роли международного права в целом. Нужно решить вопрос о соотношении права и силы. Развитым странам мира нужно продемонстрировать свое уважение к международному праву, а для этого начать меняться самим. Нужно понять, что международное сообщество ХХI века – это не мир центров силы, а мир взаимоуважения народов и культур. В этом мире нужна новая геополитическая этика, новая геополитическая мораль, основанная на международном праве, которое, по всей вероятности, сегодня требует нового прочтения.
|