|
Информационный телефон факультета 772-95-90*2784
Логин:      Пароль:     

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Main Frame
Вернуться

Миротворческая деятельность ООН

Миротворческая деятельность ООН в широком смысле слова включает в себя все виды и методы, применяемые ООН, все действия и усилия этой организации по:

  • сохранению мира,
  • предупреждению его нарушений,
  • по поддержанию мира,
  • по восстановлению нарушенного мира,
  • по принуждению к миру и
  • закреплению его миростроительными операциями.

Международно-правовой основой всей миротворческой деятельности ООН является Устав ООН, его принципы и цели, его положения, содержащиеся в главах VI, VII и VIII Устава, а также согласная с принципами и положениями Устава практика, в первую очередь, Совета Безопасности ООН. В центре положений Устава ООН о сохранении и поддержании мира находится правило, в соответствии с которым в Совете Безопасности ООН не должно приниматься решений, неприемлемых для одной из великих держав – постоянных членов Совета, поскольку любая попытка провести это решение в жизнь и применить силу против одной из них могла бы повести к новой войне. Это принципиальное положение Устава, называемое «правилом единогласия» пяти постоянных членов Совета Безопасности, действует при принятии Советом его решений. Предотвращение новой мировой войны и любой большой войны с участием великих держав было и остается главной целью Организации Объединенных Наций. Для достижения этой цели и для урегулирования возникающих споров и конфликтов Устав ООН предусматривает широкий набор средств и методов поддержания мира и международной безопасности. Положения, объединенные в главе VI Устава, относятся к мирному урегулированию споров, в главе VII – к действиям в отношении угрозы миру нарушений мира и актов агрессии, в главе VIII – к региональным действиям по поддержанию мира.

За более, чем 60 лет существования ООН механизм её миротворческой деятельности под влиянием меняющейся международной обстановки дополнялся и обогащался новыми формами и приемами предупреждения и урегулирования конфликтов и международных споров. В настоящее время миротворчество ООН в целом включает в себя несколько этапов и ступеней урегулирования международного конфликта: «превентивную дипломатию», «поддержание мира», «принуждение к миру» и «миростроительство».

Превентивная дипломатия – это действия политического, дипломатического, международно-правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между государствами, недопущение их перерастания в конфликты или ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Совет Безопасности наделен правом действовать в стадии раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов и кризисных ситуаций. Он должен выяснить, не представляют ли они потенциальную угрозу поддержанию мира. Совет Безопасности использовал превентивную дипломатию, нередко через посредство Генерального Секретаря ООН, для переговоров и примирения, посредничества, добрых услуг, установления фактов, наблюдения за перемирием и других действий, которые в предварительном порядке противодействовали ухудшению ситуации и предупреждали возникновение конфликта. Так, заметную роль в превентивной дипломатии ООН сыграли действовавшие по мандату Совета специальные представители и посланники Генерального Секретаря ООН в Афганистане, Бурунди, Гаити, Грузии, Камбодже, Кипре, Сальвадоре, Сьерра-Леоне. В 1992 году Совет ввел в практику «превентивное развертывание», разместив Силы ООН по охране (СООНО) в бывшей югославской республике Македонии для контроля над развитием событий в приграничных районах, где могла возникнуть угроза для этой республики. В 1991 г. Совет в превентивном порядке установил демилитаризованную зону по обе стороны границы между Ираком и Кувейтом и учредил Ирако-Кувейтскую миссию по наблюдению (ИКМООНН).

Широкое применение, особенно на рубеже XX – XXI веков нашли операции ООН по поддержанию мира. Это – действия ООН, предпринимаемые с согласия конфликтующих сторон с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в зоне существующего или потенциального конфликта, проводимые по решению Совета Безопасности ООН и способствующие восстановлению или поддержанию международного мира и политическому урегулированию. ООН не обладает собственными вооруженными силами, полагаясь в поставках контингентов на государства-члены. 115 стран предоставляют военный и полицейский персонал для операций ООН по поддержанию мира. У миссий ООН по поддержанию мира есть то преимущество, что, осуществляемые на основании санкции Совета Безопасности ООН, имеют полную международную легитимность. Впервые эти операции были проведены в 1948 году, когда военные наблюдатели ООН («голубые береты») были направлены на Ближний Восток и был создан Орган ООН по наблюдению за условиями перемирия в Палестине. Тем самым было положено начало такому виду операций ООН, как поддержание мира с использованием военных наблюдателей ООН. В 1949 г. была сформирована Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), действующая там и по настоящее время. В 1956 г. эта практика была дополнена применением на Ближнем Востоке вооруженных сил ООН стран-членов («голубых касок»). Тогда были созданы Первые Чрезвычайные силы ООН (ЧВС ООН 1). В октябре 1973 г. были созданы Вторые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН II) на Ближнем Востоке. В операции ООН в Конго (ОНУК) в 1960-1964 гг.в мероприятиях ООН по поддержанию мира стал использоваться гражданский персонал, а в деятельности Группы ООН по оказанию помощи в переходный период в Намибии участвовала большая группа полицейских из разных стран. Всего с 1948 г. по 2008 г. ООН провела более шести десятков операций по поддержанию мира в различных районах земного шара (больше всего в Африке). За это время существенно расширился круг задач и функций операций ООН: они стали многокомпонентными и многофункциональными, а также накопили большой опыт участия ООН в международном миротворчестве, большей частью положительный, но иногда и негативный (Сомали, Руанда, Югославия). Миротворческие операции ООН оказали содействие в переходе к демократическому строю в Намибии и поддержали аналогичные переходные процессы в Сальвадоре, Никарагуа и Гватемале. Миротворцы ООН обеспечили надзор за выводом иностранных сил из Камбоджи и провели в 1993 году выборы, которые в конечном итоге лишили «красных кхмеров» рычагов влияния. ООН помогла в установлении мира, в Мозамбике. В 2002 году ООН оказала содействие Тимору-Лешти в получении независимости, а в 2005 году успешно завершила мандат операции по поддержанию мира в Сьерра-Леоне. Некоторые страны, в которых проводились операции по поддержанию мира, через некоторое время вновь скатились в пучину конфликта после завершения миссий ООН. Например, в Гаити и Либерии в 90-е годы ООН пришлось проводить повторные миротворческие миссии с более широкими, чем ранее, мандатами. В последнее время примером ситуации, также вышедшей из-под контроля после завершения операции ООН по поддержанию мира, являются события в Тиморе-Лешти где весной 2006 года вновь вспыхнуло насилие, через год после завершения там операции по поддержанию мира.

Принуждение к миру. Согласно главе VII Устава ООН Совет Безопасности может принимать решения о принудительном применении силовых мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности, особенно, если предшествующие этапы умиротворения не дали положительного результата. Такие меры варьируются от экономических санкций до международных военных акций. За последнее десятилетие санкции вводились против Ирака, бывшей Югославии, Ливии, Гаити, Либерии, Руанды, Сомали, сил УНИТА в Анголе, против Судана, Сьерра-Леоне, Союзной Республики Югославии (включая Косово), Афганистана, Эфиопии, Эритреи. Среди санкций были как всеобъемлющие экономические и торговые санкции, так и конкретные меры, такие, как эмбарго на поставки оружия, запреты на передвижение, ограничения финансового и дипломатического характера. Применение санкций направлено на оказание давления на государство или структуру без применения силы. Когда усилия по мирному решению проблемы бывают исчерпаны, более решительные меры могут быть приняты по главе VII Устава ООН с применением «всех необходимых средств» вплоть до военных действий для разрешения конфликта. Военные действия по восстановлению суверенитета Кувейта после вторжения Ирака (1991 г.), по оказанию гуманитарной помощи в Сомали (1992 г.), защите гражданского населения в Руанде (1994 г.), восстановлению законной власти в Гаити (1994 г.), охране гуманитарных операций в Албании (1997 г.), восстановлению мира в Восточном Тиморе (1999 г.), были санкционированы Советом Безопасности, но полностью контролировались участвующими государствами. В настоящее время в соответствии с мандатами на основании Главы VII Устава, действуют миссии ООН в ДРК, Либерии, Косово, Бурунди, Гаити и Кот-д`Ивуаре. Для строительства мира в разрушенной войной стране требуется время, пока она сможет самостоятельно взять на себя ответственность за дальнейшее мирное существование. Поэтому некоторые операции ООН по поддержанию мира в настоящее время (в Сьерра-Леоне и др.) осуществляются с учетом необходимости последующего миростроительства. Для ООН миростроительство означает оказание странам различных видов помощи в переходе от войны к миру, такой как участие ООН в переговорах, развертывание военного контингента в качестве миротворческой силы, репатриация и реинтеграция беженцев, проведение выборов, разоружение и демобилизация вооруженных отрядов и их возвращение в мирную жизнь. В миростроительстве участвуют различные учреждения системы ООН, Всемирный банк, региональные и специализированные учреждения, неправительственные организации. Миростроительство играло важную роль в операциях ООН в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале, Мозамбике, Либерии, Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе. Миростроительством занималась также Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее. Операции ООН по поддержанию мира являются эффективными с точки зрения расходов. Секретариат ООН распространил в США информацию о том, что ООН расходует за год на миротворческую деятельность во всем мире меньше, чем город Нью-Йорк на содержание своего Департамента полиции. Все государства-члены юридически обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии со шкалой, которую они сами установили. Несмотря на это задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составляет примерно 2 с половиной млрд. долл. Десять стран, выплачивающих самые большие начисленные взносы на операции ООН по поддержанию мира включает Соединенные Штаты, Японию, Германию, Соединенное Королевство, Францию, Италию, Канаду, Испанию, Китай и Нидерланды. В составе проводимых ООН 18 операций в пользу мира служат более 100 000 человек. Почти 73 000 из этих проходящих службу лиц составляют военнослужащие и военные наблюдатели, а примерно 9 500 человек — полицейский персонал. Кроме того, в этих операциях заняты почти 5 700 международных гражданских служащих, более 12 400 местных гражданских сотрудников и примерно 2 000 добровольцев ООН. В 2006 году Секретариат ООН вел переговоры об участии в миротворческих операциях с более чем 100 странами-поставщиками контингентов и обеспечил функционирование более 200 госпиталей и клиник на местах. На долю женщин приходится почти 2 000 членов личного состава в форме и более 5 000 гражданских сотрудников.

Олеандров Всеволод Леонидович
Вернуться
Rambler's Top100